Энергетическая дипломатия как составной элемент внешней политики Казахстана

11268

Дипломатия, как инструмент внешней политики, все чаще подключается к решению энергетических проблем в международных отношениях. Для стран-производителей интересы реализуются путем установления таких приоритетов внешней энергетической политики, как поддержание высоких цен на экспортируемые энергоресурсы и обеспечение рынков сбыта.

Анализ актуальных энергетических проблем в международных и региональных отношениях в сфере энергетической политики и дипломатии приводит к выводу, что не может быть отдельной энергетической безопасности потребителей и энергетической безопасности поставщиков. Очевидно, что в условиях оформления мирового энергетического пространства речь должна идти о единой глобальной энергетической безопасности, потому как спрос и предложение энергоресурсов взаимосвязаны.

Богатый ресурсами Казахстан не имеет выхода к морю и мировым логистическим артериям, следовательно, необходимо работать над тем, чтобы решить вопросы транзита энергоресурсов. Поэтому усиление экономической мощи таких стран, как Китай, Индия, стран Юго-Восточной Азии с их огромным потреблением энергоресурсов, не может не вызывать повышенный интерес республики к этой географии поставки нефти, угля.

Немалая часть решения вопросов энергетической безопасности таких стран могла бы быть решена за счет углубления связей с государствами Центральной Азии и урегулирования отношений с транзитными странами. С учетом национальных интересов, выработкой продуманной стратегии внешней энергетической политики, базирующейся на основе анализа геополитических факторов, Казахстан может состояться как ведущий поставщик энергоресурсов в Китай и Южную Азию. В связи с чем построение взаимовыгодных отношений между странами региона является необходимым фактором для реализации внешней энергетической политики.

В настоящее время энергетическая дипломатия, направленная на ЕС, имеет избыточное внимание, в то время как по Азии, Индии, Ближнему Востоку фактически работа даже не осмысливалась. По крайней мере, аналитические работы в этом направлении отсутствуют. В то время, когда развитие этой части мира смещает в свою сторону расстановку потребления энергоресурсов в мировой экономике. Поэтому для Казахстана этот вектор должен представлять высший приоритет.

Каждая страна, добывающая ресурсы либо транзитная, может увидеть здесь свои приоритеты и, соответственно, выбрать способы их достижения. Если оценивать роль Казахстана, то страна, бесспорно, входит в число ведущих энергетических держав мира. По крайней мере, в ресурсной составляющей. В настоящее время Казахстан является одним из обеспечителей энергетической безопасности большой части Европы. Однако в связи с глобальным энергетическим переходом для продолжения сотрудничества с этой частью мира напрашивается вывод о необходимости адаптации национальной внешнеполитической стратегии и энергетической дипломатии страны к требованиям глобального энергетического перехода.

Сотрудничество с Китаем уже имеет долгосрочный и многосторонний характер: энергетика, торговля, партнерство в Шанхайской организации сотрудничества.  Казахстан в своей энергетической дипломатии в отношении КНР непременно должен использовать региональное преимущество поставок ресурсов по трубопроводам. 

В целом, имея отличные геополитические, экономические отношения с Китаем, для развития энергетического сотрудничества государств вектор казахской энергетической дипломатии нужно постараться направить на выход к морю через порты Поднебесной, обеспечив поставки энергоресурсов, угля, нефтепродуктов для потребителей Азиатского и других регионов.

В развитии концепции энергетической дипломатии опора должна быть на фундаментальные исследования в области геоэнергетики, мировой экономики, теории международных отношений. Интересам Казахстана может служить сотрудничество со странами Персидского залива, где сосредоточены большие запасы нефти и газа. Это страны, способные влиять на мировые добычу и цены.

Сотрудничество со странами полумесяца, а особенно их лидером Королевством Саудовская Аравия, является долгосрочной стратегической задачей Казахстана. При создании современной, конкурентоспособной, инновационной экономики Саудовская Аравия сделала ставку на использование своих природных ресурсов, которыми она обладает в большей степени, чем какая-либо другая страна. Но несмотря на огромные запасы нефти и газа, КСА активно занимается развитием национальной атомной энергетики, понимая, что эта отрасль является стратегически очень важной. И для Казахстана перспективным видится сотрудничество в водородной и атомной энергетике, установлении более тесных связей с этой страной.

Энергетические компании из КСА активно работают, строят новые объекты генерации энергии в Узбекистане и Азербайджане, укрепляя экономики этих стран. Предложения от Казахстана могли бы базироваться на установлении тесных связей в экспертном сообществе обеих стран, проведении совместных дискуссионных площадок по волнующим аспектам мировой энергетики, отвечающим национальным интересам и стратегическому сотрудничеству наших государств. Важно установить сотрудничество и с другими странами Персидского залива, прежде всего с Катаром, учитывая его огромный инвестиционный потенциал.

Африка. Этот континент в ближайшее десятилетия будет местом расширения мировой экономики и энергетики, как в части производства энергии, так и ее потребления. Активное освоение ресурсов Африки является центральной темой главного энергетического девиза ряда добывающих стран мира. В связи с политическими преобразованиями в ряде африканских государств, направленными на прозрачность и защиту иностранных инвестиции, континент стал очень привлекательным для инвестиций в нефтегазовый сектор, в шельф. Поэтому резко возрос индекс привлекательности и энергетической безопасности добывающих стран Африки, понизив инвестиционную привлекательность в других частях света.

И одним из возможных мест понижения этого индекса является Казахстан. Для исключения таких факторов активность можно фокусировать и в этом направлении, решая параллельно вопросы с транзитными странами и возвратом интереса Китая, как глобального инвестора, в добывающий сектор Казахстана. С учетом аспектов собственной энергетической безопасности.

Одной из интересных стран для установления сотрудничества является Ангола. Она проявляет интерес к сотрудничеству со странами Центральной Азии. При этом логистическая цепочка, модель добычи углеводородов являются приемлемыми, прибыльными. Установление контактов с национальной компанией Анголы «Сонангол», обсуждение перспектив создания совместных коопераций может оказаться в фокусе нефтегазовых компаний из Казахстана.

Думаю, Казахстан еще долго будет фактически являться сырьевой страной.  Приняв это, республика должна максимально использовать роль энергетического фактора во внешней политике в долгосрочной перспективе. Следовательно, роль энергетической дипломатии будет возрастать в продвижении своих национальных интересов.

Алмаз Абилдаев, PhD, политолог, директор аналитического центра «Энергетические аспекты Казахстана»

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -