Голландская болезнь услуг

96151

Программа «Национальная экспортная стратегия» ставит перед экономикой большие стратегические задачи по росту экспорта промышленных товаров и услуг. И если с товарной номенклатурой ситуация выправляется, то экспортные услуги значительно отстают.

Правительство не выполнило план по несырьевому экспорту. В 2021 году поставки обработанных товаров и услуг на внешние рынки составили 26 млн долларов США при плановых 31,8 млн долларов, сообщил аналитический портал EnergyProm.

Напомним, что несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) определяется как поставки за границу товаров, полученных в результате переработки начальных материалов, не относящихся к топливно-энергетическому комплексу. К номенклатуре ННЭ, например, относятся первичная продукция растениеводства (зерно, овощи, фрукты), химикаты, удобрения, обработанный камень, чугун, сталь, цветные и драгоценные металлы.

Согласно информации Energy­Prom, в 2021 году объем ННЭ вырос на 25,4% по сравнению с 2020 годом. При этом из полученных 26 млрд долларов 19,8 млрд долларов (рост составил 28,6% за год) пришлось на экспорт обработанных товаров; и 5,8 млрд долларов (рост на 15,5% за год) – на экспорт услуг.

Уместно вспомнить, что в конце декабря 2021 года министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов сообщил, что по итогам 10 месяцев объем ННЭ вырос на 28,3% до 19,9 млрд долларов – рекордного показателя за последние пять лет. Итоги ННЭ за пять месяцев 2021 года были также впечатляющими – объем поставок за рубеж вырос на 23,4%, составив 7,2 млрд долларов. Оказывается, ННЭ рос опережающими темпами в течение всего 2021 года.

В чем же интрига? Она, по мнению аналитиков портал EnergyProm, в том, что рекордные итоги оказались меньше намеченных планов. Согласно Национальной экспортной стратегии, объем ННЭ к 2022 году должен был составить 31,8 млрд долларов, из которых 22,5 млрд долларов должно приходиться на обработанные товары, а 9,3 млрд долларов – на услуги. В итоге бюджет недополучил запланированные 5,8 млрд долларов!

Возникает закономерный вопрос, в чем причина? В слабом, не дотягивающем до плановых результатов производстве или же в просчетах планирования, когда целью поставили заведомо недостижимые результаты? Судя по тому, что несырьевой экспорт товаров рос хорошо и недополучил всего 2,7 млрд долларов, а хромали экспортные услуги, не получившие 3,5 млрд долларов при меньшем росте, ответ может лежать в плоскости административных просчетов.

Если говорить про товары, то можно вспомнить, что в 2021 году экономика сработала довольно неплохо. В январе-декабре 2021 года по сравнению с 2020 годом индекс промышленного производства составил 103,8%. В обрабатывающей промышленности производство возросло на 5,5%. Увеличилось производство фармацевтических препаратов (123,9%), резиновых и пластмассовых изделий (145%), прочей неметаллической минеральной продукции (109,8%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (118,2%) и машиностроения (120,4%). Не случайно наибольший рост экспорта наблюдается в металлургии – лидируют медь и катоды из меди (3,3 млрд долларов), ферросплавы (2,3 млрд долларов) и уран (1,7 млрд долларов).

Валовый выпуск продукции сельского хозяйства в 2021 году составил 7 376 млрд тенге и оказался ниже на 2,4% уровня 2020 года. Снижение обусловлено уменьшением производства продукции растениеводства на 6,7%. Однако уменьшение производства сельхозпродукции не помешало увеличить экспорт на 3,5% больше по сравнению с 2020 годом. В долларовом эквиваленте сельскохозяйственный экспорт составил лишь 1,4 млрд долларов, при более высоких ожиданиях. Главными экспортными товарами стали пшеничная мука, подсолнечное масло и макаронные изделия. Отрадно, что вырос важный экспорт мяса и мясопродуктов. В 2021 году он составил 36 217 тонн на сумму 83 117 тыс. долларов. В 2020 году на экспорт отправили меньше продукции – 28 122 тонны на сумму 63 854 тыс. долларов. Как видно, мясной экспорт вырос за счет физических поставок.

Административные прорехи видны в отставании по темпам индустриализации, когда новые перерабатывающие производства увеличат производство несырьевых товаров и будут способствовать увеличению ННЭ. На заседании правительства, рассматривавшем вопросы развития обрабатывающей промышленности в декабре 2021 года, чиновники озвучили следующие данные. В 2021 году регионами в рамках Карты индустриализации было запланировано ввести в строй 139 проектов на общую сумму 1,3 трлн тенге. Но по состоянию на ноябрь запущено лишь 83 проекта на сумму 1 трлн тенге.

Но если с товарным несырьевым экспортом все более-менее понятно, то с экспортом услуг наблюдаются проблемы. EnergyProm отмечает, что в структуре экспорта услуг в сумме 5,8 млрд долларов более двух третей пришлось на транспортные услуги (4 млрд долларов), поездки (535,3 млн долларов) и государственные услуги (204,8 млн долларов).

Такие же результаты, когда две трети экспорта услуг обеспечивала транспортная сфера, были и в 2020 году. Тогда экспорт услуг вырос до 5 млрд долларов, больше на 30% по сравнению с 2019 годом. Простая арифметика показывает, что совокупный экспорт услуг по итогам 2021 года прибавил всего на 16%. Причем рос экспорт за счет транспорта.

Если по итогам десяти месяцев 2021 года транспортный экспорт составлял 2,9 млрд долларов, то по итогам года уже 4 млрд долларов. А ведь в структуре экспортных услуг есть еще очень важные телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги и финансовые услуги.

Уместно вспомнить презентацию Национальной экспортной стратегии в августе 2017 года министром национальной экономики Тимуром Сулейменовым. В презентации чиновник сделал акцент на транзитный потенциал страны – как удачный логистический плацдарм между Европой и Китаем. Вторым направлением экспорта чиновник назвал туризм, ввиду того, что Казахстан обладает уникальными природными ресурсами и историко-культурным наследием. Третье направление – финансы и деловые услуги. Международный финансовый центр «Астана» должен привлечь инвестиции и осуществлять дальнейший экспорт финансовых услуг на мировые рынки.

Четвертое направление, по словам чиновника, – это образование. Исходя из имеющихся возможностей, Казахстан способен обучать иностранных студентов. Пятым направлением для экспорта услуг является медицина. Современные клиники имеют потенциал и компетенции представлять высокотехнологичные услуги, соответствующие мировому уровню. Шестое направление – услуги, связанные с космосом, в том числе запуск космических аппаратов с целевой аудиторией из государств Центральной Азии

Исходя из полученных денежных итогов и структуры экспорта в 2021 году, получается, что многие услуги не реализуют обозначенный потенциал. В экспортных услугах наблюдается собственная голландская болезнь, когда растущий китайский экспорт увеличивает объем транспортных услуг. И можно не прилагать больших усилия для развития наукоемкой номенклатуры услуг.

Согласно программе «Национальная экспортная стратегия» к 2025 году целевым индикатором является достижение объема экспорта в 41 млрд долларов, из которых 29,5 млрд долларов приходилось бы на экспорт обработанных товаров, а 11,5 млрд долларов – на услуги. Иными словами, за следующие четыре года экспортные услуги с нынешних 5,8 млрд долларов должны вырасти в два раза. Интересно, каким образом это будет достигнуто?

Анна ЧЕРНЕНКО

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -