5860
Фото: Вадим КРАВЦОВ

В Центральном выставочном зале ГМИ РК им. Кастеева открылась выставка современного казахстанского искусства WHOMYN. Она проходит при поддержке Британского совета в рамках STYQ Fest, экспериментальной платформы в сфере искусства.

О многоголосном мире высказались девять молодых, не очень знакомых широкой публике художников. На выставках современного искусства нередко сложно сразу понять основной месседж представленных работ, особенно непосвященному зрителю. Не стал исключением и проект WHOMYN. По словам куратора Оли Веселовой, участники выставки находятся в поиске своего места в меняющемся мире, пытаются определиться со своей самоидентификацией. И в этом им должны помочь посетители, зрители инсталляций, видеоарта и традиционных «картин в рамах». Авторы рассчитывают не на пассивного наблюдателя, а на зрителя – соучастника.

Карина Иванова в процессе выставки создает свою инсталляцию jazziam творческими импульсами зрителей. Им предоставляется возможность написать собственные тексты, которые сформируют конечную инсталляцию. В ее названии корнем стало казахское слово жазу, что значит «писать», «излечивать», что подразумевает и некоторую арт-терапию.

Инсталляцию можно трактовать и как jazz – свободное волеизъявление, музыкальное мультикультурное явление, прирастающее региональными особенностями. Идея Карины вполне отвечает теме выставки и названию проекта WHOMYN – Кто я? Кто мы?

«Несуществующее слово, рожденное из сочетания казахского и английского языков, представляется для создателей выставки метафорой становления идентичности», – объясняет Оля Веселова.

Дана Искакова предлагает зрителю открыто выразить себя, но в отличие от Карины Ивановой, с налетом мистики и колдовства – писать черным на черном, черным мелом на черном поле, что не позволит кому-то постороннему прочитать написанное. «Черный цвет все поглощает, но и хранит все в себе», – загадочно комментирует Дана.

Перизат Сулейман представила цветные экзотические пейзажи в сочетании с черно-белыми архивными фото кочующих казахских семей. Коллажи Перизат имеют вид традиционных станковых работ.

Интизор Отаниёзова захотела, чтобы зрители посмотрели в ее глаза. Не просто посмотрели, а рассмотрели в монокль. Монокль находился на высокой стойке, а маленькое фото, размером со спичечную коробку, располагалось на светлой стене в 2 метрах от стойки.

«Я довольна результатом, он удался! Я думала, что люди будут близко подходить к фото, но они действительно смотрели через монокль. Хотела, чтобы люди сфокусировались на мне, на моих глазах… Нам часто кажется, что мы видим человека, понимаем его … но на самом деле мы его не видим».

В проекте WHOMYN также приняли участие Жанель Шахан, Леонид Хан, Мадина Сағат, Nuasi (Асия Нуали) и Ыкылас Шайхиев. Оля Веселова пообещала, что по завершении выставки представленные работы будут выглядеть по-другому, и посоветовала посетить экспозицию еще раз.

Вадим КРАВЦОВ, Алматы

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -