Стареем, но не сдаёмся

8945

В Казахстане растет число возрастных граждан. Для их достойной старости нужно увеличивать источники бюджетных доходов в виде повышенных налоговых сборов от новых промышленных производств.

Казахстан потихоньку стареет. Согласно информации Бюро национальной статистики, в 2021 году Индекс старения населения вырос до 26,6. Это означает, что на каждые 100 детей в возрасте до 15 лет приходится 26,6 людей старше 65 лет. К слову, в 2016-2017 годах на 100 детей приходилось 25,9 пожилых людей, а еще раньше, в 2012-2013 годах – 21,4.

Статистика показывает, что население стареет, несмотря на высокие показатели рождаемости. В 2017 году рождаемость на 1000 человек составляла 21,65 новорожденных. К 2020 году она выросла до 22,4 младенцев на 1000 человек, в 2021 году – до 23,41, по отдельным областям показатели еще выше: 31 новорожденный на 1000 человек зафиксированы в Мангыстау, Шымкенте и Туркестане. На начало 2022 года в Казахстане проживало 19,1 млн человек, из которых в разбивке по возрастным группам дети до 15 лет составляли 5,9 млн человек, граждане от 16 до 62 лет – 11 млн человек, плюс 2,1 млн человек в возрасте 63+. Ожидается, что к 2050 году число людей в возрасте 63+ вырастет до 3,4 млн человек.

Увеличение Индекса старения, безусловно, прекрасный индикатор работы государства. Оно осуществляет большие социальные программы для улучшения качества жизни людей преклонного возраста. Сейчас им более доступны услуги медицины, отдыха и профилактики здоровья: 65+ активно примеряют на себя нормы здорового образа жизни.  Вместе с тем рост числа людей в возрасте 65+ не имеет отношения к увеличению продолжительности жизни. В 2017 году ожидаемая продолжительность жизни казахстанца составила почти 73 года, в 2020 году она сократилась до 71,4 года, а в 2021 – еще до 70,2 года.

Иными словами, возрастных граждан становится все больше, но продолжительность их жизни сокращается. Каким образом такой факт сказывается на экономике страны?

Старение населения в первую очередь влияет на пенсионную систему. Согласно данным статистики, на начало 2022 года гражданами в возрасте 63 (60)+ являлись 674 тыс. мужчин и 1,4 млн женщин, или 2,1 млн человек. Пенсионный возраст для мужчин составляет 63 года. Для женщин предусмотрено поэтапное повышение, и к 2027 году их пенсионный возраст также достигнет 63 лет (в 2022 году на заслуженный отдых выходят женщины, которым исполнилось 60,5 года).   

Цифры показывают большую группу возрастных женщин в 1,4 млн человек. По статистике, даже в мировом масштабе, женщины более склонны к долголетию, чем мужчины. Для пенсионной системы увеличения возрастных граждан означает увеличение пенсионных выплат. За 2019 год из ЕНПФ было выплачено 172 млрд тенге, с учетом перевода в страховые компании в размере 43 млрд тенге. За 2021 год выплатили 268 млрд тенге с учетом переводов в страховые компании в размере 60,5 млрд тенге, и без учета средств, направленных на улучшение жилищных условий. Рост возрастного населения увеличит нагрузку на пенсионную систему.

Так, в апреле 2022 года республиканский бюджет направил на пенсионные выплаты свыше 234 млрд тенге: на выплату базовой пенсии – 71,3 млрд тенге, солидарной пенсии – 163,1 млрд тенге. Напомним, что государственный бюджет платит пенсионерам базовую и солидарную пенсии. Дополнительные выплаты присоединяет ЕНПФ за счет имеющихся накоплений (взносов и начисленного инвестиционного дохода). Денег в пенсионной системе для замещения хотя бы 50% заработной платы не хватает. А государство продолжает нести повышенные социальные обязательства.

Рост инфляции с начала этого года вынуждает правительство компенсировать рост цен пенсионерам. С 1 апреля 2022 года с учетом пересмотра коридора инфляции на 2022 год размеры солидарных пенсий и социальных выплат проиндексированы дополнительно на 4%. Размеры базовой пенсии и пособий также повышены на 4% в связи с изменением величины прожиточного минимума и месячного расчетного показателя. Однако годовая инфляция в июне составила 14,5% против 12% в марте, и цены с тех пор успели сильно вырасти, оставив за бортом размер индексации.

Правительство предлагает в качестве решения вопроса нагрузить работодателя 5% обязательными пенсионными взносами с 2023 года. Это принесет в пенсионную систему дополнительные деньги и снизит нагрузку на бюджет при выходе на пенсию новых граждан. Государственный бюджет становится вторым «потерпевшим» по причине роста числа граждан в возрасте 65+. Увеличивается нагрузка на социальные выплаты и медицину, тогда как на 2022 год республиканский бюджет запланирован с дефицитом в 3,3% к ВВП.

Доходной частью бюджета являются его собственные доходы и гарантированный трансферт из Национального фонда. Параметры республиканского бюджета на 2022 год говорят, что поступления составят 15,8 трлн тенге с увеличением на 2,7 трлн тенге. Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 18,8 трлн тенге с ростом на 2,7 трлн тенге. Расходы социального блока увеличены на 581 млрд тенге и планируются в объеме 8,6 трлн тенге, или 46% от общих расходов бюджета.

Высокие нефтяные цены на мировом рынке, превышающие 100 долларов за баррель, помогают бюджету справляться с вызовами. Однако ситуация может быстро измениться, и поток больших денег сократится. Считается, что повышенная рождаемость является хорошим средством содержания возрастных граждан – появляется больше рабочих рук и отчислений в бюджет. Однако рождаемость – не самоцель, нужна четкая политика государства в развитии рынка труда, без которой повышенная рождаемость превратится в головную боль для чиновников. 

Если вернуться к официальной статистике, то показатели старения выше в городах (28,7 человек в возрасте 65+ на 100 детей), чем в сельской местности – за счет более высокого качества жизни.  Индекс старения среди сельских жителей составляет 23,9 пункта и меньше городского на 4,9 пункта. За пять последних лет показатель не сильно изменился, в 2017 году на 100 детей приходилось по 22,4 взрослого населения. Данные говорят о повышенной нагрузке на бюджеты городов и мегаполисов. 

Правительству следует решать задачу создания стабильных рабочих мест со средней зарплатой на уровне зарплат в мегаполисах. Новые предприятия дадут новые налоговые поступления в бюджет и снизят зависимость от сырьевого экспорта. Так, правительство с 2010 года реализовало программу по повышению индустриализации экономики, однако сильного эффекта на рост несырьевого производства она не произвела. С начала 2022 года правительство сформировало пул инвестиционных проектов, направленных и на замещение импорта, и на экспорт готовой продукции. Будет реализовано порядка 700 проектов, из которых на обрабатывающую промышленность придется 633 проекта с объемом инвестиций в 20,5 трлн тенге и созданием 108 тыс. рабочих мест. В 2022 году планируется ввести 165 проектов, 498 будут реализованы в период 2023-2026 годов.

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -