Едил МАМЫТБЕКОВ: «А где по сути изменения? Где конкуренция?»

11187

1 апреля текущего года вступили в силу новые правила закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына». Бизнес-сообщество и аналитики утверждают, что «изменения» в реальности не решили проблему добросовестной конкуренции, равенства субъектов, даже возросла угроза коррупции. Обсудим эту тему с депутатом Парламента Едилом МАМЫТБЕКОВЫМ.

– В начале года глава государства поручил перестроить деятельность национальных компаний, отдачу от которых для экономики государство не видит. Едил Куламкадырович, в своем депутатском запросе вы отметили, что «перестройка» Фонда «Самрук-Казына» в части правил закупок ставит бизнес в еще более ущербное положение. Все так безнадежно?

– Представители малого и среднего бизнеса не первый год и на системной основе стараются довести до правительства, НПП «Атамекен», компетентных госорганов проблемы, связанные с ограниченным доступом к закупкам «Самрук-Казына». После поручения президента страны бизнес-сообщество ожидало качественных изменений в виде новых демократичных правил в сфере закупок.

Увы, изменения в системе закупок оказались косметическими и бутафорскими. В частности, из способов закупок исключен закуп в рамках внутрихолдинговой кооперации. На деле он никуда не делся, а плавно перешел в способ закупки из одного источника с расширением перечня работ и услуг. То есть, портфельные организации фонда сохранили привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям. Более того, на портфельные организации госфонда не распространяются требования порядка осуществления закупок в части самостоятельного выполнения не менее двух третей объема по выполнению работ, оказания услуг.

Эти организации могут просто передать в субподряд стопроцентный объем выполнения работ, оказание услуг, полученный ими из одного источника от фонда. Естественно, возникает вопрос, а где по сути те изменения, предусматривающие расширение и развитие конкурентной среды?

Приведу цифровой ряд, который о многом скажет. В прошлом году закупки внутрихолдинговой кооперации госфонда составили 25% от общего объема закупок. Весь объем закупок фонда составил 3,4 триллиона тенге. При этом на открытый тендер были выведены только 18% объема закупок. А по итогам мониторинга годовых и долгосрочных планов закупок портфельных компаний фонда на 2020-2025 годы стало известно, что закупки по конкурентным позициям планируются также посредством внутрихолдинговой кооперации. Я считаю, правительство не должно оставлять данный вопрос в его нынешнем виде, иначе мы рискуем окончательно потерять доверие бизнеса.

Если Фонд не хочет добровольно, то сделать принудительно прозрачным вопрос закупок через опубликование полного списка тех счастливчиков, осваивающих бюджеты. Необходимо также создать компетентную комиссию из числа депутатов и сотрудников Счетного комитета и Агентства по борьбе с коррупцией для сопоставления закупочных цен фонда с рыночными, и сделать соответствующие действия, чтобы прекратить необоснованные закупки из одного источника.

– Известный казахстанский экономист Меруерт Махмутова по этой проблеме привела в пример результаты исследований Всемирного банка, проведенных несколько лет назад…

– Да, и Всемирный банк отметил, что закупки фонда в три раза превышают государственные закупки. Эксперты международного финансового института отметили, что 87% закупок осуществляются на неконкурентной основе. Именно поэтому президент поставил конкретную задачу по трансформации как самого Фонда, так и пересмотра его политики закупок, которая на сегодня, мягко говоря, является не совсем чистой.

Здесь важно объяснить смысл внутрихолдинговой кооперации: это когда фонд приобретает товары, работы, услуги у организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат ФНБ на праве собственности, а также услуги у учреждений, учредителями которых выступают фонд и(или) его организации. То есть – у своих дочерних и внучатых компаний без проведения конкурса или какого-то отбора.

– Перечень товаров, работ, услуг, подлежащих приобретению посредством внутрихолдинговой кооперации, указан отдельным приложением. Расскажите об этом.

– До недавнего времени этот перечень содержал 203 позиции, но после рабочей встречи Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Парламента с руководством фонда по проблемным вопросам по проведению закупок ФНБ «Самрук-Казына», решением совета директоров, 60 позиций из этого перечня были переданы в конкурентную среду. Тем не менее, полагаю, что еще достаточное количество позиций из этого перечня необходимо передать в конкурентную среду.

– Можете ли привести пример по внутрихолдинговой кооперации в вопросах закупок?

– Провайдер бизнес-решений в лице единого оператора по факту обеспечил себе монополию, так как большинство закупок в сфере инфо-телекоммуникаций если ранее осуществлялись в рамках внутрихолдинговой кооперации, то теперь методом из одного источника. Для других компаний этот сегмент закрыт. Кроме того, другие компании обязаны самостоятельно сделать не менее 2/3 объема по выполнению работ, оказанию услуг, за исключением случаев поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг провайдером бизнес-решений.

Глава государства не раз ставил перед правительством страны задачу по развитию IT-сферы. В Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Касым-Жомарт Токаев отмечал важность взращивания и усиления отечественного IT-сектора и поручал в рамках Национального проекта по цифровизации подготовить не менее 100 тысяч высококлассных IT-специалистов. Вместе с тем, по данным Счетного комитета, значение стратегического индикатора государственной программы «Цифровой Казахстан» свидетельствует о том, что при плане 100 тысяч новых рабочих мест по итогам 2020 года фактически создано всего 1,3 тысячи мест. Поэтому если мы говорим о готовности всячески помогать усилению IT-сектора, то должны создавать для отечественных компаний конкурентную среду, условия для развития, включая и возможность участия в реализации проектов Фонда.

С учетом вышесказанного могу констатировать, что нормы порядка осуществления закупок фонда, которые нарушают принципы добросовестной конкуренции и равенства субъектов предпринимательства, не исключены, а просто завуалированы в других нормах.

– Отвечая на ваш депутатский запрос, премьер-министр страны сообщил, что на сегодняшний день фонд является одним из крупнейших работодателей страны и резкий вывод внутрихолдинговых закупок в конкурентную среду повлечет за собой социальные проблемы из-за сокращения рабочих мест в производственных предприятиях фонда. В этой связи, в процессе проработки проекта, было принято решение о переводе внутрихолдинговых закупок в закупки способом из одного источника. Ваше мнение по этому поводу?

– Если резкий вывод внутрихолдинговых закупок в конкурентную среду повлечет за собой социальные проблемы, то тогда правительство либо сам фонд должны предоставить обоснованные сроки постепенного вывода всех закупок ФНБ в конкурентную среду. Важно помнить, что справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны.

Едил МАМЫТБЕКОВ окончил Ленинградский государственный университет им. А. Жданова. Математик, к.ф-м.н., доцент. Работал вице-министром индустрии и торговли РК, первым заместителем председателя Астанинского городского филиала партии «Аманат», депутат Парламента. Награжден орденом «Құрмет».

Анна ЭЛАС

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -