Портал надежды нашей

11349

О том, как устранить юридические и технические пробелы портала социальных услуг, поделился заместитель председателя ООИ «Елорда әділет орталығы» Анатолий МИГАЙ. 

Представители общественных объединений поделились проблемами, которые возникают на портале при приобретении средств технической помощи и различных услуг. Напомним, что портал социальных услуг функционирует с 2020 года. Его анонсировали как автоматическую систему, предоставляющую лицам с инвалидностью возможность самостоятельного приобретения технических средств реабилитации (ТСР) и социальных услуг.

Он стал альтернативой системы госзкакупок, которая при всех своих недостатках оказалась ближе к чаяниям и нуждам инвалидов, чем цифровой продукт с безликим классификатором товаров и услуг. Не меньше проблем появилось и в сфере санаторно-курортного лечения. На портале одобряются заявки пансионатов, домов отдыха, центров реабилитации, не имеющих статуса безбарьерной среды.

В большинстве случаев санатории разрабатывают внутренние правила и нет общих стандартов. Это касается норм питания, бытовых условий и предоставления лечебных процедур. Можно привести много примеров откровенных махинаций с путевками, которые проворачивают недобросовестные поставщики услуг и работники социальной сферы. 

По словам юриста, нет законов, которые бы регулировали работу портала социальных услуг. Да, есть инструкции Министерства труда и социальной защиты граждан, есть Закон РК «О социальной защите лиц с инвалидностью», где имеется упоминание о портале, что такие-то вещи осуществляются через портал и все, а также законодательство о госзакупках. Однако в них не прописано, как на портале должна заключаться сделка, кто и как несет ответственность, минимальные требования и кто должен их устанавливать.

На вопрос, как устранить все эти правовые и технические недочеты, которые намного усложнили жизнь людям с инвалидностью, юрист считает, что самый оптимальный вариант из того, что мы сегодня имеем, – привести в надлежащее состояние классификатор. Во всех подзаконных актах необходимо четко указать, что требования, указанные в нем, распространяются на все средства технической помощи и на все услуги.

Второй вариант: принять закон, регулирующий действия самого портала, прописав права и обязанности всех участников вплоть до уголовной ответственности, чтобы был финансовый контроль, госконтроль, которого сегодня нет. Как такое возможно?

– Когда у нас контролируют каждую школу и дошкольное учреждение по целевому использованию средств, а тут миллиардные обороты, которые касаются судьбы 700 000 человек. Но самый правильный вариант – пересмотр всей нормативно-правовой базы и принятие отдельного закона о регулировании портала социальных услуг. Анатолий Мигай

Юрист задается вопросом, почему нужна правовая составляющая? Сегодня у правоохранительных органов, агентств по финансовому мониторингу, по противодействию коррупции нет юридических оснований, чтобы проверить портал даже по заявлению граждан.

– Если при госзакупках я мог скачать любой договор, проверить его и указать на какие-то бюджетные хищения, то на портале нельзя ничего проверить, никто не может провести внешний мониторинг. В его работе нарушаются принципы противодействия коррупции. Анатолий Мигай

Часто на портале перепродают бывшие в употреблении технические средства реабилитации и другие товары.

– В чем было преимущество госзакупок? Были технические спецификации, где прописаны требования к поставщикам. Я сам был членом приемочной комиссии Алматинской области и участвовал в приемке. Даже, бывало, не подписывал документы, если компьютер был бракованный. Понятное дело, что в этой системе были и недостатки, но поставщик видел свой брак. Сейчас на портале никто этого не увидит, потому что нет такой обязанности у поставщика. С момента получения товара вся ответственность лежит на получателе. И потом он будет доказывать, что товар бракованный. Никто не учел, что поставщик может быть из Костаная или Западного региона, а я проживаю в Талдыкоргане или в Учарале. Вполне возможно, что я могу быть сельским жителем, который не понимает в портале ничего, как и мой помощник. Но хуже всего то, что я не знаю своих прав. К примеру, вместо тифлокомпьютера могут принести машинку Брайля. Такие случаи были. Анатолий Мигай

Также все обязаны подписывать документ – публичную оферту, которая ничего не гарантирует пользователю портала. Одна из главных проблем в том, что договор оферты регулируется гражданским законодательством. С момента получения конкретного товара (он может стоить и свыше миллиона тенге) все риски возлагаются на лицо с инвалидностью. Более того, указано, что право доставки товара предоставляется только Казпочте. Как итог – различные коррупционные схемы, продажи технических средств, бывших в употреблении, а некоторые поставщики их просто перепродают на портале.

Часто инвалиды могут получить товар по порталу, не сразу вскрыть упаковку, а позже обнаружить бракованные изделия. Раньше при обнаружении брака звонили поставщику и просили поменять изделие, а иначе готовилась досудебная претензия. Это отрезвляло и поставщиков, и чиновников даже в самых коррумпированных регионах. Все эти случаи доходили до руководства акиматов и министерства. К кому сегодня обращаться и просить защиты и помощи этим людям? Прокуратура скажет – это не к нам, антикор тоже открестится, а для обращения в суд еще надо написать досудебную жалобу.

– Много говорят о Социальном кодексе. Я состою в рабочей группе по его созданию, но я даже не видел проекта. А недавно министр социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова сообщила, что он почти готов. С кем и когда он обсуждался – я не в курсе. Соцкодекс состоит в большинстве своем из общих формулировок, и в нем невозможно 60 страниц посвятить порталу. К примеру, у нас есть Кодекс о здравоохранении народа, но он же не может регламентировать сферу распределения лекарственных средств, где имеются отдельные постановления. Анатолий Мигай

Алексей НАЗАРОВ, Алматы

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -