Настройки
Язык
Тема
Обновление

Когда реалии расходятся с отчетами, или Почему не защищены позиции страны по ряду стратегических направлений

13051
Фото: © Sputnik / Абзал Калиев

В ходе недавнего заседания правительства президент раскритиковал работу отдельных министерств. Три министра получили выговоры, один – замечание. Не исключены их отставки.

Жесткость выступления главы государства показала его значительное недовольство работой правительства по отдельным направлениям. Первой подверглась обструкции работа Министерства торговли и интеграции.

Президент напомнил о поручении правительству еще два года назад запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров. Главной целью ее создания является продовольственная безопасность страны, снижение цен на сельхозпродукцию и обеспечение мелких товаропроизводителей рынком сбыта.

Система должна включить в себя максимум участников продуктового рынка: производителей, заготовителей, оптово-распределительные центры, переработчиков, торговые сети и др. для организации для них благоприятных условий взаимодействия.

Отсутствие государственной системы закупки приводит к рыночным перекосам. Крупные оптовики выкупают урожай с полей за наличные без оформления документов и вывозят продукцию за пределы страны, ориентируясь на более высокие зарубежные цены. На местном рынке, в связи с этим, возникает дисбаланс цен на социально значимые товары и встает вопрос продовольственной безопасности страны. Продуктовая инфляция в июне в годовом выражении составила 19,2% и вносит главный вклад в раскручивание спирали общей инфляции. На продовольственном рынке в июне наибольшее повышение цен в годовом выражении отмечено на сахар-песок – 78,7%, капусту – 72,4%, лук репчатый – 69,3%. Товаропроводящая система как раз должна была стабилизировать цены на плодоовощную продукцию.

Планировалось, что Национальная товаропроводящая система будет состоять из 24 оптово-распределительных центров, ввод которых запланирован на конец 2024 года. На первом этапе предполагалось запустить 7 объектов. В том числе 2 центра по приему и хранению картофеля и моркови в Павлодарской области и 2 по приему лука – в Алматинской и Жамбылской областях. Президент указал в своем выступлении, что правительство заволокитило исполнение проекта: «Планы и публичные заявления остались на бумаге. Строительство оптово-распределительных центров по схеме ГЧП совместно с крупными предпринимателями не реализовано». Глава государства поручил правительству в октябре доложить, что будет сделано по этому вопросу.

Далее президент указал на то, что крайне важно навести порядок в торговой системе, имеющей один из самых высоких уровней теневой экономики в 40%. Факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита – это далеко не полный перечень нарушений. Все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами. «Жду от правительства и акимов конкретных шагов по повышению эффективности имеющихся инструментов, а также внедрению новых подходов к работе», – сказал президент.

Вторым министерством, попавшим под президентскую критику, стал Минсельхоз. Токаев отметил возрастающую актуальность продовольственной безопасности. Растут мировые цены на продукты питания. Засуха убивает урожайность во многих странах. На этом фоне в Казахстане наблюдается замедление темпов роста сельхозпроизводства. Производство сливочного масла сократилось на 12%, обработанного молока – на 7,5%, сахара – на 5,5%, сыров – на 3%. На этом фоне объемы импорта выросли на 22%.

Профильное министерство докладывает, что в 2023 году Казахстан достигнет продовольственной независимости по ряду позиций, в том числе по сахару (60%). Но мы видим иную картину, – уточнил президент. – Из ранее введенных семи сахарных заводов сегодня действуют только четыре (в Алматинской и Жамбылской обл.), которые загружены лишь на треть. Минсельхозом планируется увеличить долю свекловичного сахара в 6 раз к 2026 году (с 7 до 43%). Однако за последние четыре года площади сахарной свеклы сократились на треть. Мы на 90% зависим от импортного сахара. Значит, не защитили позицию государства. Поэтому я объявляю выговоры министрам Бахыту Султанову и Ерболу Карашукееву».

Президент поручил правительству в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли для сокращения импортозависимости.

Третьим объектом президентской критики стал финансовый блок правительства. Президент отметил, что за все время существования отечественной финансовой системы так и не удалось добиться полноценного функционирования процентного канала. Наблюдается ситуация, когда на фоне бурного роста потребительских займов сокращается доля корпоративного кредитования – ключевого фактора экономической активности.

«Любой мало-мальски значимый проект приходится кредитовать либо за счет государственных институтов развития, либо за счет займов международных финансовых организаций. И это при том, что в банках имеется 11 триллионов тенге высоколиквидных активов. Это, по сути, катастрофическая ситуация, без всякого преувеличения. Финансовый регулятор отчитывается о принятых мерах в части ослабления пруденциальных нормативов. Однако, как показывают данные, этих мер недостаточно» Касым-Жомарт Токаев

В связи с чем он поручил Национальному банку, Агентству по регулированию финансовых рынков совместно с правительством выработать дополнительные рычаги и стимулы для вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики.

Отдельно в финансовом блоке президент упомянул работу Минфина. Президент отметил остроту справедливого распределения доходов между уровнями бюджетов. В условиях жесткой фискальной централизации система распределения доходов необъективна. Все регионы, за исключением четырех, превратились в дотационные и зависят от центра. По сути, они не мотивированы увеличивать собираемость налогов. В результате образуется нехватка собственных средств.

«Мои претензии адресуются Минфину», – сказал президент. Он поручил АСПИР совместно с регионами и экспертным сообществом подготовить пакет практических реформ. Новая налогово-бюджетная политика должна максимально децентрализовать финансово-экономические функции в пользу регионов. Реформы должны в полной мере удовлетворять интересы граждан и бизнеса.

Четвертый блок претензий президент высказал по поводу развития реального сектора, за который досталось Министерству индустрии и инфраструктурного развития, а также Министерству экологии, геологии и природных ресурсов. Президент отметил, что поручал правительству подготовить пул инвестиционных проектов в сфере обрабатывающей промышленности и отработать его с потенциальными инвесторами. Однако данная работа все еще ведется в режиме совещаний и встреч. «В части конкретных результатов пока мало чем можно похвастаться. Новых проектов, по существу, нет», – констатировал Токаев.

В Казахстане есть планы по стимулированию инвестиций в разработку недр. Важная задача – обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли страны.

«Мы много говорим об этом, даже создали отдельное министерство. Однако отсутствие прозрачности и кулуарное принятие решений по сей день сдерживают развитие отрасли – обогащаются люди, имеющие доступ к геологической информации. Правительство уже несколько лет обещает создать оцифрованный банк данных минеральных ресурсов с открытой геологической информацией. Средства были выделены, но эта важнейшая задача до сих пор не исполнена и забалтывается под разными предлогами. В лучшем случае речь идет о непрофессионализме, в худшем – о преднамеренном саботаже. И то, и другое, предупреждаю, чревато серьезными последствиями для исполнителей», – сказал президент и объявил министру экологии, геологии и природных ресурсов выговор.

Президент в своем выступлении затронул тему цифровизации. «В целом цифровизация идет медленно, на мой взгляд, неудовлетворительно», – отметил он. «Я поручал улучшить работу национального холдинга «Зерде», который подвергся критике Счетного комитета. Премьер-министру как куратору цифровизации следует обратить особое внимание на этот вопрос. Министру я делаю замечание», – подвел итог Токаев.

Пятое направление президентской критики – энергетическая безопасность. Несмотря на проведенную модернизацию отечественных НПЗ, в стране ежегодно возникает дефицит нефтепродуктов. Президент дал указание правительству исправить ситуацию.

Далее Токаев остановился на эффективности национальных компаний, отметив, что это по-прежнему серьезная проблема. Сохраняется большой объем административных расходов в национальных и квазигосударственных компаниях. И по существу, это недоработка руководства Фонда «Самрук-Казына». По этой причине, по словам президента, следует пересмотреть базовые нормативы функционирования фонда.

Сохраняет свою актуальность и задача перезагрузки его деятельности. Вместо выстраивания эффективной операционной среды и корпоративного управления «Самрук-Казына» по-прежнему напрямую вмешивается в операционную и закупочную деятельность, кадровую политику портфельных компаний. Президент поручил АСПИР совместно с правительством и фондом подготовить конкретные предложения по дальнейшей реформе квазигосударственного сектора.

Анна ЧЕРНЕНКО

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -