Настройки
Язык
Тема
Обновление

Единая нация, благополучное общество

5056

Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил на третьей сессии парламента VII созыва с Посланием народу Казахстана. Самое важное из речи главы государства – в нашей подборке.

В новый этап развития

Конституционная реформа стала основополагающим шагом в созидании Нового Справедливого Казахстана. 

Продолжением политической модернизации должны стать структурные экономические преобразования. Нам предстоит глубинная перестройка отношений в триаде «гражданин – бизнес – государство». В первую очередь государство обеспечит равенство возможностей и справедливость для всех. 

Будет создан соответствующий институт омбудсмена при президенте. Государство будет всецело поддерживать экономическую свободу, но в то же время будет решительно защищать граждан при чрезмерных колебаниях рынка. Мощное развитие получит малый и средний бизнес. 

Новая экономическая политика

Базовая цель нашей экономической политики остается неизменной – качественный и инклюзивный рост благосостояния наших граждан. 

Приоритетами нового экономического курса станут: стимулирование частной предпринимательской инициативы, отход от госкапитализма и чрезмерного вмешательства государства в экономику; развитие конкуренции; справедливое распределение национального дохода.

Все это предполагает решение ряда первоочередных задач. 

Первое. Административное регулирование цен снижает инвестиционную привлекательность целых отраслей, приводит к дефициту товаров и зависимости от импорта. Поэтому предстоит поэтапно отказаться от вмешательства государства в ценообразование. Исключение составят неконкурентные рынки. Но контроль вовсе не означает давление.

Второе. Для дальнейшей демонополизации экономики требуются институциональные решения. Следует на законодательном уровне определить понятие «конгломерат». Следует отрегламентировать этот институт.

Третье. В целях перезагрузки фискального регулирования в 2023 году будет подготовлен новый Налоговый кодекс. Его наиболее проблемный блок – налоговое администрирование – должен быть полностью обновлен. Предстоит также обеспечить полную цифровизацию налогового контроля, исключив любое очное взаимодействие. 

Еще один приоритет – повышение эффективности налогового стимулирования. Для развития цивилизованной торговли предстоит расширить применение розничного налога с адекватными ставками и простыми процедурами. 

В рамках налоговой реформы важно рассмотреть возможность введения так называемого «налога на роскошь». 

Необходимо принять меры для перекрытия всех нелегальных каналов ввоза машин впредь, урегулировать ситуацию с такими автомобилями, ввезенными до 1 сентября текущего года. Для их легализации предложено применить в разовом порядке единый сбор за утилизацию и первичную регистрацию в размере, не превышающем 200–250 тысяч тенге. 

Четвертое. Важно завершить полноценную интеграцию налоговой и таможенной информационных систем. На границе необходимо внедрить механизм интегрированного таможенного контроля. Центры таможенного оформления должны работать по принципу одного окна.

Пятое. Научиться жить по средствам. Модель бюджетной политики будет реформирована путем перехода от «управления бюджетом» к «управлению результатами». 

В Бюджетном кодексе предстоит закрепить предельные нормативы, обязательные для соблюдения при планировании и исполнении бюджета. Будет прекращена практика неэффективного расходования ресурсов Национального фонда. 

Предстоит кардинально упростить бюджетные процессы. Нужно также позволить государственным органам переносить неосвоенные средства на следующий год. Это решение позволит избавиться от неэффективной практики возврата денег в бюджет. 

Проект «Бюджет народного участия» следует масштабировать на города районного значения и села. С вовлечением общественности должны формироваться не менее 10% расходов на ЖКХ. Для эффективной реализации обозначенных подходов необходимо принять новый Бюджетный кодекс.

Шестое. Системная поддержка предпринимательства. Необходимо запустить полноценное «регулирование с чистого листа». Это поручение волокитится уже два года. 

Будет внедрена автоматизированная система определения получателей мер господдержки. Предстоит выстроить качественно новую систему государственных закупок. Закупки государственных и квазигосударственных организаций необходимо перевести на единую платформу. Для реализации этих подходов потребуется принять новый закон «О государственных закупках».

Седьмое. Следует перейти на новую модель государственно-частного партнерства. 

Контракты в этой сфере должны быть прозрачными и заключаться на конкурсной основе. Для повышения эффективности данного механизма нужно принять соответствующий закон.

Восьмое. Недофинансирование малого и среднего бизнеса в Казахстане составляет около 42 миллиардов долларов. При этом в банках накоплена многотриллионная ликвидность, которая фактически не работает на экономику. 

Нацбанк, Агентство по финрегулированию, правительство должны найти конкретные решения, обеспечивающие стабильное и доступное кредитование реального сектора. С учетом сложнейшей специфики ситуации Нацбанку следует проявлять большую гибкость.

Девятое. До конца года нужно выработать действенные подходы для оперативного и прозрачного выделения предпринимателям земельных участков. 

В каждом регионе и крупном населенном пункте следует провести оценку наличия незанятых или не используемых по назначению земель. 

Развитие реального сектора

Нужно завершить создание единого банка данных геологической информации. Правительству поручено повысить инвестиционную привлекательность индустриального сектора. 

Нужно перейти к принципиально другой политике по развитию СЭЗ. К предоставлению инвестиционных льгот для СЭЗ следует подходить дифференцированно. Главным здесь должен быть принцип «чем больше вложения, тем больше льготы». Предстоит также решить вопрос права земельной собственности на территории СЭЗ для предприятий, добросовестно выполнивших все инвестиционные обязательства. 

* * *

Государство будет последовательно снижать свое участие в экономике. Фонд «Самрук-Казына» трансформируется в инвестора, владеющего только мажоритарным пакетом, достаточным для контроля ключевых секторов экономики. Другие активы и акции фонда будут приватизированы, в том числе через механизм «Народного IPO». В качестве соинвестора «Самрук-Казына» будет участвовать только в критически значимых проектах.

* * *

Нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности и стать транспортно-транзитным узлом действительно мирового значения. К данной работе будут привлечены передовые логистические компании мира. НК «Қазақстан темір жолы» будет преобразована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию. 

Правительству поручено принять концептуально новый документ – Градостроительный кодекс. Предстоит решить стратегическую задачу увеличения объемов производства и повышения добавленной стоимости отечественной сельхозпродукции. Правительство должно подготовить новые долгосрочные подходы к субсидированию отрасли. 

Для решения проблемы нехватки водных ресурсов необходимо активизировать работу Водного совета при правительстве с привлечением экспертов. Для развития водной отрасли нужно подготовить трехлетний проект.

Люди – главная ценность нашей страны

Правительству поручено пересмотреть подходы к финансированию здравоохранения и социальной сферы в целом. 

Особое внимание следует уделить комплексному улучшению медицинской инфраструктуры, в том числе посредством государственно-частного партнерства. 

До 2025 года планируется создать 800 тысяч ученических мест, отвечающих современным требованиям. Это позволит полностью решить проблему аварийных и трехсменных школ. 

* * *

Государство внедрит новую методику определения минимальной заработной платы. Президент принял решение поднять уровень минимальной заработной платы с 60 до 70 тысяч тенге. Это напрямую затронет доходы 1,8 миллиона граждан.

* * *

Предстоит существенно перезагрузить пенсионную систему. Следует последовательно довести минимальную базовую ставку пенсии до 70% от прожиточного минимума, а максимальную – до 120%. Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%. 

Планка пенсионного возраста для женщин будет до 2028 года зафиксирована на уровне 61 года. Необходимо разработать эффективную инвестиционную стратегию Единого накопительного пенсионного фонда. 

* * *

Планируется скорректировать систему социального обеспечения. Период выплат по уходу за ребенком будет увеличен до полутора лет уже с 1 января 2023 года. Для участников системы соцстрахования выплаты по потере работы повысятся до 45% от среднемесячного дохода. Намечено создание единой системы адресной социальной помощи. С 2023 года планируется внедрить Цифровую карту семьи и Социальный кошелек. 

* * *

В следующем году различными мерами занятости будут охвачены около 100 тысяч молодых людей. Для поддержки молодежного предпринимательства будет запущен отдельный механизм льготного микрокредитования под 2,5% годовых. 

* * *

В рамках объявленного Года детей будет дан старт принципиально новой программе «Национальный фонд – детям». Президент предложил отчислять 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18 лет. По достижении совершеннолетия накопленные суммы будут направлены на приобретение жилья и получение образования. Поручено запустить проект с 1 января 2024 года.

Азамат СУЛЕЙМЕНОВ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -