Дефицит ГСМ повышает актуальность четвертого НПЗ

5938
Фото: Валерия БУГАЕВА

В Павлодарской области, да и в ряде областей Казахстана, есть проблемы с зимним дизельным горючим. В отраслевом министерстве намерены реализовать ряд инвестиционных проектов, чтобы выдерживать трехлетний межремонтный период и наладить выпуск столь важного зимнего топлива, которое сейчас в Казахстан импортируется.

В частности, в СМИ прошло сообщение о том, что министр энергетики Болат Акчулаков на брифинге в СЦК сообщил о планах по импорту российского дизтоплива в сентябре-октябре текущего года. В их числе – поставки дизельного горючего для работы автотранспорта в зимних условиях.

Нехватку его в стране решили в меру своих мощностей восполнить на Павлодарском нефтехимическом заводе. Как рассказал в одном из интервью гендиректор этого предприятия Куаныш Бишимов, речь идет о строительстве трех новых установок по глубокой переработке нефти. По его словам, для установки по очистке сжиженных газов уже имеется EPC-контракт, однако требуется корректировка в связи с удорожанием некоторых работ.

Кроме того, получено одоб¬рение со стороны «КазМунайГаза» по установкам по производству водорода и депарафинизации нефти. Последняя как раз и потребуется для глубокой очистки углеродного продукта, чтобы выпускать зимнее дизельное топливо. А вот вторая водородная установка нужна в том числе и потому, что качество российской нефти, которую перерабатывают в Павлодаре, с каждым годом становится все хуже – из-за старения скважин в сырье растет содержание серы.

Также в течение месяца на предприятии должны заявить о требуемом объеме инвестиций для перехода к трехлетнему межремонтному периоду. То есть, речь идет именно о капитальном ремонте.

Поскольку, несмотря на то, что загрузка трех казахстанских НПЗ ежегодно растет, как и выпуск отечественного топлива, отрасль все равно не успевает за ростом потребления ГСМ в стране. По данным заместителя председателя правления «КазМунайГаза» по переработке нефти и нефтехимии Армана Кайрденова, приведенным в прессе, текущее потребление дизельного топлива в РК по сравнению с 2020 годом вырастет не менее чем на 800 тысяч тонн. В прошлом году показатель составил 4,7 млн тонн, по итогам 2022-го ожидается 5,5 млн тонн.

В компании попытались проанализировать данные за последние пять лет и пришли к выводу, что рост потребления топлива в Казахстане опережает рост ВВП страны. А главные факторы такого положения дел из года в год называются одни и те же – серые перетоки, транзитное положение страны, а также необеспеченность зимним топливом, которое так необходимо северным регионам Казахстана как минимум четыре месяца в году.

В 2022-м три отечественных НПЗ должны переработать рекордные 17 млн тонн нефти – это больше прошлогоднего показателя на один млн тонн, и таких цифр прежде отрасль не видела. Но даже они не спасают страну от дефицита бензина и особенно солярки. Как и не решает принципиально ситуацию перенос на 2023 год ремонта на Шымкентском заводе – это только лишь отсрочит паузу. Поэтому от идеи строительства четвертого неф¬теперерабатывающего гиганта отказываться в Казахстане не намерены.

А вот причиной дефицита битума называют не проблемы производства, а неравномерный сезонный спрос. В «КазМунайГазе» считают, что зимой и весной есть резервы для увеличения мощностей, однако нет заявок от дорожников, и вот, чтобы найти баланс, необходимо формировать складские запасы.

Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -