Объёмы растут, но проблемы сохраняются

72809

Дайджест основных событий на рынке логистики в сентябре 2022 года. Центральным событием сентября в отрасли стала международная выставка Translogistica Kazakhstan 2022, которая собрала участников логистического рынка из 12 стран.

Однако уходящий месяц запомнится еще рядом событий, подробнее обо всем – в нашем обзоре.

E-Commerce – двигатель логистики

Международная компания Baker Tilly опубликовала исследование рынка электронной коммерции в Казахстане. В 2021 году он вырос на 70,4%, достигнув 1,5 трлн тенге (3,15 млрд долларов). Количество заказов, сделанных онлайн, выросло в 2 раза.

Конечно, такое стремительное развитие рынка e-commerce напрямую влияет на сферу логистики. Так, появилась потребность доставлять товары в отдаленные регионы и населенные пункты, а значит, растут объемы внутренних перевозок. Растет число пунктов самовывоза, постаматов и терминалов внутри крупных городов и в целом по стране, что тоже влияет на число активных маршрутов.

Рынок e-commerce можно назвать двигателем внутренней логистики. Однако это взаимное влияние: чем быстрее расширяется география доставки, тем сильнее растет спрос на онлайн-покупки.

Альтернативный маршрут показывает рост

Объем грузов, перевезенных по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) за 8 месяцев 2022 года, вырос в 2,5 раза по сравнению с результатами за аналогичный период прошлого года. В абсолютных цифрах объем грузоперевозок превысил 1,3 млн тонн, сообщили в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития. Предельная мощность данного маршрута – 6 млн тонн в год.

Растут объемы морских перевозок. Только в сторону Азербайджана через морские порты Казахстана перевезено 1,9 млн тонн – в 2,1 раза больше грузов, чем годом ранее.

Эти цифры подтверждают тренд на переориентацию логистики: ТМТМ позволяет обеспечить перевозку грузов по маршруту Китай – Европа – Китай в обход территории России. Востребованность маршрута продолжит расти, однако важно решить ряд сдерживающих его развитие проблем: устранить инфраструктурные ограничения в морских портах, улучшить качество дорожной сети, преодолеть дефицит подвижного состава и контейнеров.

Цены на перевозки между Россией и Казахстаном растут

В сентябре российские СМИ писали о том, что во втором квартале 2022 года объем грузоперевозок автомобильным транспортом между Россией и Казахстаном увеличился на 17% год к году. При этом эксперты ожидают падение грузооборота в России по итогам года на 20%. Участники рынка не видят возможностей для скорого решения проблем и уверены, что тарифы на перевозки продолжат расти.

Что это значит для Казахстана? Во-первых, по маршруту Казахстан – Россия спрос на грузоперевозки превышает предложение. По данным биржи ATI.SU, во втором квартале количество запросов по направлению Россия – Казахстан уменьшилось на 5% за счет провала в апреле, а вот спрос на перевозки из Казахстана в Россию вырос на 138%. Поэтому стоит обратить внимание на данное направление, оно и сейчас остается востребованным. Во-вторых, есть и негативная сторона: рост тарифов на российском рынке может составить 20-30% до конца года. Учитывая экономическую связность российского и казахстанского рынков, тренд может затронуть и Казахстан.

Самосвалам могут запретить въезд в населенные пункты

В недрах Мажилиса обсуждается запрет на перевозку грузов самосвалами внутри населенных пунктов – по дорогам общего пользования и улицам. Под ограничения попадает больше 30 тыс. грузовиков, и больше всего затронет строительную сферу – такими самосвалами доставляют инертные материалы (бетон, асфальт и пр.).

Против этой инициативы выступает НПП РК «Атамекен». В организации считают, что в случае принятия такой поправки возрастет стоимость перевозок и строительства в целом. Это скажется и на простых людях: вырастет цена жилья.

Предполагается, что внутри населенных пунктов будут использоваться только малогабаритные грузовики. Это значит, что для перевозки необходимого объема материалов вместо одного самосвала нужно будет задействовать четыре единицы малого транспорта. Инициатива, в случае ее принятия, сделает жизнь в населенных пунктах чуть более комфортной, но одновременно усложнит работу строительным компаниям.

Качество автоперевозок необходимо улучшать

Европейский банк реконструкции и развития опубликовал проект страновой стратегии по Казахстану на 2022-2027 годы. Эксперты организации проанализировали текущие характеристики экономики, подвели итоги реализации предыдущей стратегии, наметили новые цели.

В стратегии есть несколько слов и о развитии логистики. По мнению ЕБРР, по качеству автомобильных перевозок Казахстан находится на последних позициях среди анализируемых банком стран. Эксперты организации отмечают, что качество логистики и таможни улучшилось, но все еще остается ниже стандартов ОЭСР. Есть проблемы с уровнем инфраструктуры и компетенций в логистике, стоит поработать над способностью отслеживания и контроля перевозок. Для развития международной торговли многим пунктам пересечения границы не хватает мощностей для обработки грузов и таможенного контроля.

Это те точки роста, которые позволят вывести логистику на новый уровень и ускорят превращение Казахстана в центральный среднеазиатский транспортный хаб.

Поговорили об успехах, проблемах и цифровизации

Крупнейшее отраслевое мероприятие в Центральной Азии – Международная выставка Translogistica Kazakhstan 2022 – проходила в 25-й раз. Площадь выставки выросла в 2 раза, удвоилось и количество ее участников. Это не удивительно: к казахстанскому рынку логистики приковано внимание всей Евразии. Компании Казахстана и их коллеги из стран Европы и Азии демонстрировали новейшее оборудование и технологии.

В рамках деловой программы прошел V Международный транспортно-логистический бизнес-форум «New Silk Way» на тему «Транспорт и логистика – новые возможности», организованный Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS». На мероприятии рассказывали об успехах, обсуждали пути решения проблем.

Если обобщить выступления, то картина рынка выглядит достаточно позитивно. У Казахстана появились беспрецедентные возможности развить свой транзитный потенциал – то, о чем последние годы говорили в том числе международные эксперты. Это точка роста для экономики РК, бизнес и государство полны решимости воспользоваться сложившейся ситуацией.

Да, есть проблемы – недостаточная мощность и качество инфраструктуры, устаревший подвижной состав, низкая степень цифровизации рынка. Но они решаются – реализуются инфраструктурные проекты, оказывается государственная поддержка отрасли, появляются открытые цифровые сервисы – биржи, агрегаторы, которые упрощают автоматизацию ключевых логистических процессов в компаниях.

Рената ЗОБОВА, директор казахстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -