В Париже прошел 4-й фестиваль казахских фильмов. Он продолжится чуть позже в Страсбурге, Брюсселе, Люксембурге и Женеве.
Прежде чем из маленького ростка вырастет крепкое дерево, оно должно выдержать испытания ветром, дождями, морозом и временем. Точно так же и фестиваль казахских фильмов в Париже преодолел все сложности последних двух лет и выглядит теперь солидным, окрепшим, пустившим корни и ветви созданием.
Показы новых казахских фильмов в кинотеатре «Lincoln» на Елисейских полях и в зале Посольства РК во Франции проходили с неизменным аншлагом, а на некоторые сеансы мест в зале не хватило для всех желающих.
На сей раз фестиваль не ограничился только демонстрацией новых фильмов из Казахстана, но и, как подобает международным кинофорумам, организовал деловые встречи кинодеятелей Казахстана и Франции. Представители Государственного центра поддержки кино Казахстана обменивались опытом с коллегами из CNC (национальный центр поддержки кино Франции). Также в рамках фестиваля состоялся конкурс кинопроектов между Казахстаном и Францией.
Компетентное международное жюри выслушало с десяток режиссеров и продюсеров из Казахстана, которые представили свои проекты фильмов, рассчитанные на копродукцию с Францией. Лучшие из этих проектов получат поддержку для реализации в Казахстане и Франции.
В Париже с особым успехом прошли показы работ молодых казахстанских режиссеров. Первый фильм Алдияра Байракимова «Паралимпиец» был показан на открытии фестиваля и вызвал бурные эмоции зрителей. Лента затронула, казалось бы, очень специфическую тему – история спортсмена, потерявшего ногу. Но фильм заставил буквально каждого в зале взглянуть иначе на атлетов с ограниченными возможностями и в целом на паралимпийское движение.
Фильм режиссера Айжан Касымбек «Огонь» – тоже дебют. Создатели фильма рассказывают историю обычной казахской семьи в большом городе, оказавшейся в сложном запутанном клубке житейских и социальных проблем, с какими встречаются тысячи соотечественников. Но удачные режиссерские находки, великолепная музыка, искренность актеров, юмор и поэтичность стиля очаровали зрителей, вызвали неподдельное сочувствие к героям. Приятно отметить, что обе ленты – это чисто казахстанская продукция. Фильмы созданы благодаря поддержке Министерства культуры и спорта РК и Государственного национального центра поддержки кино.
Большим сюрпризом фестиваля стал приезд в Париж самых знаменитых деятелей казахстанского кино, чьи работы много раз завоевывали призы на международных фестивалях. Кинорежиссеры Дарежан Омирбаев, Сергей Дворцевой и прославленная актриса Самал Еслямова с большим удовольствием общались со зрителями, очень искренне и непосредственно отвечали на все вопросы. Дарежан Омирбаев приехал в Париж для, так сказать, «раскрутки» во Франции вышедшего недавно фильма «Акын», а зрителям фестиваля показал новый короткометражный фильм «Последний сеанс».
Сергей Дворцевой и Самал Еслямова не скрывали своей радости по поводу участия в фестивале и возможности показать и самим посмотреть фильм «Тюльпан» на большом экране 15 лет спустя после победы в Каннах. «Это волшебный фильм, во время съемок происходило много чудес, – вспоминает растроганный режиссер. – Я смотрю с вами сегодня «Тюльпан» и не верю, что это я – режиссер этого фильма, второй раз я так не сниму. Мне кажется, в бескрайней степи нам помогал кто-то свыше».
Самал Еслямова участвовала на фестивале также в представлении нового французского сериала «Infiniti», сюжет которого развернулся в бескрайней степи Казахстана. Самал сыграла роль супруги казахского полицейского. Лента особенно понравилась молодому поколению зрителей, которые до поздней ночи не отпускали создателей сериала.
Дарежан, Самал и Сергей не раз высказывали благодарность основателю фестиваля Андрею Иванову. «Мы бесконечно рады и считаем большой удачей, что наши фильмы показывают в центре Парижа в переполненных залах, – говорят они. – Без нашего земляка Андрея этого бы не случилось».
Огулбиби АМАННИЯЗОВА, Париж