Концерт, как признание…

5455
Фото: Диаса МАМЫРБАЕВА

К 110-летию со дня рождения крупного государственного деятеля Ильяса Омарова в Казгосфилармонии им. Жамбыла состоялся творческий вечер фортепианной музыки «Судьба как пример» в исполнении известной пианистки Жанар Сулеймановой, посвященный памяти выдающейся личности.

С именем Ильяса Омарова связана целая эпоха прошлого столетия. Его деятельность – наша общая гордость. Вспоминать об Ильясе Омарове можно долго, искренне и тепло. Просьба каждого человека не оставалась без его внимания, он трепетно реагировал на любые жизненные ситуации всех, кто его окружал. И по сей день люди той эпохи с большой благодарностью и любовью вспоминают о нем, как о человеке с большим сердцем.

Своими теплыми воспоминаниями перед концертом поделилась его внучка Алина Диасовна Омарова-Самай, отметив важность его роли как в политической, так и в экономической деятельности страны. Прима-балерина трех ведущих театров, заслуженная артистка КазССР Людмила Георгиевна Рудакова сказала, что о вечере памяти она узнала от любимого ученика Рамазана Бапова Дамира Уразымбетова. Вспоминая юбиляра, она отметила, что по приглашению Ильяса Омарова она и стала в свое время ведущей солисткой театра оперы и балета им. Абая, переехав из Кишинева в Алма-Ату. Она исполняла в то время все ведущие партии балетных постановок, а Ильяс Омаров создал в те годы все необходимые условия для проявления ее творчества.

С большой теплотой и любовью вспоминает о деятельности Ильяса Омарова и его человеческих качествах старший преподаватель АМК им. Чайковского, ветеран труда Марьям Сералиевна Кожамкулова:

Ильяс Омаров впитывал в себя все лучшее, что только мог познавать, и это лучшее он передавал следующему поколению, вложив большой вклад в развитие национальной культуры Казахстана. Во всем том, чего мы сегодня постигли, – большая доля его заслуг, его глубоких переживаний и осмысления. Наследие казахского народа – песни, кюи, эпосы, сказания в стихах дошли до наших дней сквозь множество эпох, раскрывая сильные черты характера и богатого внутреннего мира всего народа. Пропагандируя эти великие ценности, Ильяс Омаров вкладывал в национальное искусство свою излучающую энергию, мудрость, прекрасные ораторские способности, открывая дорогу для молодежи, понимая, что за ней будущее. По его инициативе были установлены студенческие стипендии. Он был ярким, достойным примером и для молодежи, и для поколения ушедшей эпохи. Он постоянно общался с людьми творчества, ценил их вклад, знал все новые произведения писателей, композиторов, художников и имел большой авторитет в творческой среде. Широкий круг его интересов, забота о сохранении культурных традиций и языка нашего народа тесно связали Ильяса-ага с моим отцом, Народным артистом КазССР, лауреатом Госпремий, основоположником драмтеатра и кино Сералы Кожамкуловым. Марьям Кожамкулова, ветеран труда

Отрадно, что вечер фортепианной музыки, посвященный 110-летию Ильяса Омарова, в исполнении талантливой пианистки, дочери известного ученого Халела Сулейманова, дипломанта международных конкурсов в США, Италии, Франции Жанар Сулеймановой стал традицией и данью уважения к его светлой памяти.

Пианистка, по уже сложившейся традиции, составляет вечера своих концертных выступлений из двух отделений. Рассказывая о произведениях, она словно создает проникновенную атмосферу единения артиста и слушателя.

Рассказывая о концертной программе, солистка филармонии Жанар Сулейманова отмечает, что Ильяс Омарович Омаров, с одной стороны, был интернационалистом, с другой – патриотом, глубоко порядочным, культурным, интеллигентным и высокообразованным человеком. Он не переставал жить в мире искусства и музыки, в свое время поспособствовал подъему казахстанской культуры на достойный уровень. По воспоминаниям Тамерлана Ильясовича – его сына, Ильяс Омарович очень любил музыку И.С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа.

В концертах 2012, 2017 годов к юбилеям И. Омарова я играла многие любимые им пьесы этих композиторов. Но зная, что как министр культуры он поощрял разнообразие репертуара, я решила исполнить редко исполняемые произведения, такие как изысканная соната Доменико Скарлатти или родственная духу «бури и натиска» Бетховена соната Клементи си минор, соч. 40, номер 2. С другой стороны, были исполнены широко известные произведения, как «Лунная соната» Л. Бетховена, которую любил Ильяс Омаров, а также Двенадцатая рапсодия Ф. Листа. И.О. Омаров любил творчество Шандора Петефи и написал о нем статью. Есть духовное родство Листа и Петефи. В статье о Петефи И. Омаров говорил и о родстве венгерского и казахского народов. Потому было исполнено также авангардное «Варварское Аллегро» Б. Бартока. Особо важной частью программы стали произведения казахстанских композиторов, творивших в эпоху И. Омарова. Г. Жубановой и К. Кужамьярова, которые оставили о нем свои статьи-воспоминания. А «Поэма-легенда о домбре» Н. Мендыгалиева перекликалась со словами И. Омарова: «Я природный степняк». Произведения, ставшие классикой казахстанской музыки, стали украшением программы. Стоит сказать, что находившиеся в зале зарубежные гости были в восторге именно от казахстанской фортепианной классики. Жанар Сулейманова, солистка филармонии

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -