Что движет цены авиабилетов

6363

На диалоговой площадке Министерства индустрии и инфраструктурного развития «Ашық сағат алаңы» Комитет гражданской авиации провел zoom-конференцию, посвященную тарифам на авиабилеты по внутренним и международным направлениям. В ней приняли участие представители пяти ведущих казахстанских авиакомпаний – Air Astana, FlyArystan, Skat, Qazaq Air, «Южное небо», которые рассказали, что происходит на казахстанском авиарынке услуг и что влияет на меняющуюся тарифную сетку.

 

Спикеры пояснили, что на практике действует система динамики, которая зависит от востребованности авиамаршрутов, загрузки авиарейсов. Скидки происходят при низком спросе на билеты, а рост цен – при повышенном спросе. По словам заместителя председателя КГА МИИР РК Салтанат Томпиевой, наблюдается ежегодный рост пассажиропотока на 10%.

Казахстанскими компаниями за 8 месяцев 2022 года по внутренним и международным направлениям было перевезено 6,9 млн человек, что на 11% выше аналогичного показателя 2021 года. В Казахстане ценообразование не регулируется, авиакомпании устанавливают тарифы самостоятельно. Салтанат Томпиева, заместитель председателя КГА МИИР РК

В соответствии с международной практикой, в целях развития конкуренции стоимость авиабилетов не регулируется. При этом в соответствии с Предпринимательским кодексом РК в случаях нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции применяются меры антимонопольного реагирования. На встрече представители компаний дали расклад по своим тарифным сеткам.

Менеджер по тарифообразованию Оксана Перлевская из Air Astana начала с самого востребованного и высококонкурентного направления Алматы – Астана, куда летают четыре авиакомпании, совершая в среднем 135 рейсов в неделю.

В результате, складывается продажа по разным уровням тарифов. За полугодие высокие классы бронирования составили 27% продаж, а это от 41 тыс. тенге до 47 560 тенге. Средние и низкие – 73% (11 925 – 36 тыс. тенге). Данной динамикой мы стараемся охватить все сегменты пассажиропотока. Все понимают, что деловые пассажиры не чувствительны к ценам, им важно расписание, время вылета. Отпускники, пенсионеры, студенты приобретают билеты заранее. Наша структура старается отвечать требованиям всех имеющихся категорий. Для примера мы взяли тарифы рынка Казахстана и рынков Европы по внутренним направлениям: Турции, Великобритании, Германии, России. Чтобы было понятнее, выводим это сравнение на 1 километр. График показал, что действующие тарифы казахстанских авиакомпаний Air Astana и FlyArystan – самые низкие. А по международным направлениям – на завтрашний день тариф у Air Astana самый низкий из предлагаемых. Оксана Перлевская, менеджер по тарифообразованию Air Astana

Air Astana сейчас предпринимает меры по снижению стоимости авиабилетов, речь идет об открытии центра по техническому обслуживанию самолетов и центра по обучению бортпроводников и пилотов.

Представители FlyArystan отметили существенную динамику роста авиакомпании. К концу года она планирует иметь 12 воздушных судов. Количество маршрутов до конца т.г. достигнет 30 внутренних и 13 международных маршрутов. С начала запуска FlyArystan было продано более 8,5 млн билетов, более 60% из которых – по цене ниже 15 000 тенге. FlyArystan нацелена на сегмент пассажиров, покупающих билеты заранее и по более низкой цене. По внутренним направлениям цена дешевых билетов составляет порядка 10,5 тыс. тенге. Средние тарифы, по которым билеты приобретаются за две недели до вылета, – 14,5 тыс. тенге. Ближе к вылету цена достигает 21 тыс. тенге. В процентном соотношении доля низких тарифов составляет 30%, средних – 57%, высоких – 13%. 

Представитель авиакомпании Skat отметил, что после пандемии авиакомпания перестроила модель ценообразования, сетка была расширена с 12 до 60 видов тарифов, введена поштучная перевозка багажа, вместо весовой концепции. Если сравнивать с 2019 годом, то минимальный тариф на внутренней воздушной линии был от 10 тыс. тенге до 63 тыс. тенге в одно направление. А в конце 2021 – начале 2022 года минимальный тариф стал составлять 6,5 тыс. тенге, максимальный – 89 тыс. тенге с двумя местами багажа. На сегодняшний день средний тариф составляет порядка 26 тыс. тенге. При этом европейские лоукост-компании декларируют безубыточный тариф на уровне 70-75 евро.

Тарифная политика компании считается гармоничной, учитывая потребности рынка в недорогих и качественных перевозках, высокие стандарты безопасности полетов и обслуживание пассажиров. Представитель авиакомпании Qazaq Air отметил, что сетка их тарифов была утверждена в ноябре 2019 года и не менялась, существует 4 системы бронирования. Минимальный тариф без багажа начинается от 4 000 тенге. Тариф авиаперевозок формируется из разных факторов, большую долю из которых составляют топливный сбор, аэропортовый сбор и сопутствующие расходы по выпуску и бронированию авиабилетов.

За 9 месяцев года Qazaq Air реализовала 80%билетов по средней и низкой ценовой категории и 19% – по категории выше среднего, до трех дней до вылета. В сравнении цен этого и допандемийного 2019 года на большинстве маршрутов идет снижение средней стоимости билетов. Сегодняшний средний тариф за 9 месяцев т.г. – 18 тыс. тенге. В авиакомпании «Южное небо» всегда фиксированные цены.

Чтобы не переплатить

  • Специалисты советуют во избежание недоразумений смотреть стоимость билетов как на официальных сайтах авиаперевозчиков, так и на сайтах проверенных авиа-агентов.
  • Чтобы сэкономить средства, бронировать билеты следует заранее. Это правило работает как для внутренних, так и для международных направлений.
  • Спикеры советуют также смотреть цены на ближайшие дни в календаре сниженных тарифов, так понятнее, в какие дни месяца и время суток стоимость перелетов будет дешевле или, наоборот, дороже.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -