Взрывной рост налогов

6292
Фото: Getty Images

Более высокие цены на нефть и курс USD/KZT относительно заложенных в бюджет ориентиров (90 долл. за баррель, 460 тенге за доллар) в сочетании с положительной динамикой экономического роста обусловили значительное улучшение налоговых поступлений. Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представляет обзор консолидированного бюджета Республики Казахстан за 9 месяцев текущего года.

За январь-сентябрь 2022 года было собрано 15,4 трлн налогов, что на 71%, или 6,4 трлн, выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Более половины (51%) указанного прироста приходится на отчисления в Нацфонд, в частности, по НДПИ (+1,1 трлн), КПН (+1,0 трлн) и доле РК по разделу продукции (+0,6 трлн).

Таким образом, за 3 месяца до окончания года исполнение плана (на 2022 г.) по налоговым сборам составило 86%, в сравнении с 76% годом ранее. По итогам года планируется собрать 18,0 трлн налогов, но очевидно, что этот план может быть перевыполнен.

Расходы КБ выросли на 19%, или 2,7 трлн – до 16,9 трлн, превышая доходную часть на 10%, или 1,5 трлн. Основная часть указанного прироста (59%, или 1,6 трлн) приходится на 3 статьи: образование (+652 млрд), обслуживание и погашение долга (+648 млрд), соцпомощь и обеспечение (+308 млрд). Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на 3,0 трлн при годовом плане привлечений 4,6 трлн (исполнен на 65%).

Очевидно, что в условиях, когда налоговые поступления превышают прогнозы, а процентные ставки высоки, – план по привлечению займов на текущий год может быть не исполнен.

Вместе с тем высокий риск рецессии мировой экономики на фоне глобального повышения ставок делает ориентиры по ценам на нефть (85 долл. за баррель) и курсу USD/KZT (470) на 2023 год менее реалистичными. Соответственно, вопрос исполнения бюджетного правила и объемов изъятий из Нацфонда (-1,4 трлн тенге) остается открытым.

Резюме

«Три кита» консолидированного бюджета (нефть, курс и экономическая активность) обеспечили взрывной рост налоговых поступлений в КБ (+67%).

Это позволило серьезно выровнять баланс консолидированного бюджета, а также снизило необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени, в особенности с учетом более высоких ставок в системе.

Отметим, что исполнение плана по привлечению займов упало до 65% в сравнении с 76% в аналогичном периоде прошлого года. Для исполнения плана до конца года Минфин должен привлечь 1,6 трлн тенге, что выглядит мало реалистично.

Тем не менее доля расходов на обслуживание и погашение займов продолжила рост на фоне более высоких ставок и увеличения заимствования. Так, за 9 месяцев т.г. показатель вырос до 15,7% от всех расходов КБ, в сравнении с 14,0% годом ранее. Среднегодовой темп показателя за последние 4 года составляет 30%. При этом львиную долю в расходах по-прежнему занимает соцсфера (соцобеспечение и помощь, здравоохранение, образование, культура и спорт) – 50%, или 8,4 трлн тенге. Среднегодовой темп расходов на эти сферы за последние 4 года составил 17%.

Напомним, рост социальных расходов и льготное кредитование приводят к увеличению потребительского спроса, росту денежной массы и, как следствие, более высокой инфляции и долговой нагрузке на бюджет.

Вместе с тем замедление глобальной экономики повышает риски снижения поступлений в бюджет в 2023 году. Так, например, МВФ в октябре снизил прогноз мировой экономики в 2023 году до 2,7% с 2,9%, ожидавшихся в июле. Это ставит под сомнение ориентиры по ценам на нефть (85 долл. за баррель) и курсу USDKZT (470) на 2023 год и, соответственно, исполнению бюджетного правила и объемов изъятий из Нацфонда.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -