Мадина Абылкасымова: AQR показал большой запас прочности

105314

Сразу после этой сессии автор материала (несмотря на горячие просьбы пресс-службы) в компании лишь с одним коллегой подошли к главе АРРФР с просьбой об интервью. Госпожа АБЫЛКАСЫМОВА не любит алматинских журналистов: за несколько лет работы – ни одной пресс-конференции. Поэтому удивление вызвали сразу две вещи: отсутствие журналистов (регулятор им не интересен?!) и ее реакция (она согласилась).

Периметр AQR

– Мадина Ерасыловна, упражнение AQR, которое проводит агентство, стало регулярным для банков. Расскажите об итогах этого года.

– В текущем году в периметр регулярного AQR были включены 10 крупнейших банков, в которых сосредоточено 72% ссудного портфеля банковской системы. В ходе оценки были определены ожидаемые кредитные убытки индивидуально по 1400 крупным заемщикам и коллективно по 19 млн займов.

Сейчас мы готовим отчет и полностью он будет опубликован в декабре текущего года. Думаю, нынешний AQR показал большой запас прочности банковской системы. Из-за пандемии фактически три года предоставлялись различные отсрочки и реструктуризации кредитов бизнесу. Что это означает? По МСФО в этом случае кредиты переходят из первой стадии во вторую и третью. В этом случае банки обязаны сформировать провизии за счет резервов (это капитал банка и нераспределенная прибыль).

Наша задача отследить, чтобы все возможные убытки банков были покрыты за счет их собственных средств. Это при наступлении форс-мажорных обстоятельств поможет предотвратить возможные проблемы вкладчиков, и нам не надо будет «спасать банки». Поэтому так важно упражнение AQR. Мы выходим и проверяем, насколько правильно финансисты оценивают возможные убытки. Для этого и выстроена работа регулярного AQR.

Тормозим?

– Статистика показывает торможение рынка кредитования. Вас не настораживает эта ситуация?

– Не согласна с этим утверждением. На самом деле наблюдалось торможение кредитования в первой половине текущего года. Особенно это было заметно в апреле-мае, когда были введены санкционные ограничения против российских банков.

Например, Сбербанк занимал второе место по активам в банковской системе страны, он был вторым кредитором компаний реального сектора экономики. Когда ввели санкционные ограничения, часть заемщиков перетекла в другие банки. Другие клиенты остались, но основные вкладчики и заемщики ушли. Сокращение портфеля депозитов и кредитов привело к тому, что банк уже не мог выдавать новые займы, и эта ситуация отразилась на темпах кредитования всей экономики.

Однако сейчас (по итогам девяти месяцев) мы видим, что кредитование пошло в рост: если еще в августе рост кредитования МСБ составлял 3,3%, то уже в сентябре этот показатель достиг 6,8%. В настоящее время общая сумма кредитов МСБ превышает 5,5 трлн тенге.

Отмечу, что здесь свой эффект сыграла доступность субсидий кредитных ресурсов по госпрограммам. Если мы говорим про МСБ, там они пользуются всеми субсидиями и гарантиями по госпрограммам. Это очень важный инструмент поддержки для МСБ. «Экономика простых вещей» – это единственная программа, которая дает долгосрочные кредитные ресурсы (5-7 лет) по льготным ставкам для бизнеса. По этой программе в первом полугодии лимиты банков были исчерпаны, потом мы внесли изменения, увеличили лимиты и ставки повысили, потому что базовая ставка повысилась. Это очень востребованный инструмент.

Поэтому не могу сказать, что кредитование сейчас замедляется. Напротив, мы наблюдаем восстановление рынка, банки адаптируются под новые условия. Конечно, сдерживающий эффект оказывает рост ставок по кредитам, которые в среднем поднялись с 12% до 16,5% (по корпоративному портфелю).

А на рынке онлайн…

– Популярная в обществе тема – онлайн-кредитование. Что происходит на этом рынке? 

– Давайте расскажу об этом сегменте. Онлайн-кредиторы выдают ссуды до 150 тысяч тенге на срок до 45 дней со ставкой на уровне 25% в месяц. В начале года мы увидели рост рисков в секторе из-за увеличения задолженности населения.

Тогда мы выставили требования ко всем банкам, микрофинансовым организациям и онлайн-кредиторам по урегулированию просроченной задолженности. Напомню, что в прошлом году мы ввели обязательные требования по реструктуризации просроченной задолженности. Финансовые организации обязаны принять все меры по урегулированию проблемы: это может быть снижение ставки кредитования, списание штрафов. Каждый банк и МФО оценивают свои портфели проблемных заемщиков, оценивают состояние и принимают соответствующие меры.

Большая часть банков и МФО предложили клиентам более льготные условия по погашению кредитов: списывали штрафы и пеню. Но кто-то списывал и всю задолженность. Например, у одного банка был большой блок заемщиков, которые имели долг менее тысячи тенге, такие ссуды были списаны. Микрофинансовый сектор принимает аналогичные меры. Сейчас мы держим эту ситуацию на особом контроле.

Стимулы для МФО

– Я правильно понимаю, что эта ситуация решается без финансовой поддержки государства?

– Верно, это не финансируется государством. Урегулирование проблемной задолженности клиентов происходит за счет самих финансовых организаций.

Кроме того, для МФО мы выставили требования, согласно которым портфель проблемных кредитов не может превышать 20%, иначе они не смогут выдавать новые ссуды. Это будет их стимулировать к принятию мер по урегулированию задолженности проблемных заемщиков.

Кроме того, ситуацию с проблемной задолженностью отдельных заемщиков решит принятие закона о банкротстве физических лиц. Документ разработан правительством, сейчас он находится в мажилисе. Мы надеемся, что с его принятием люди смогут решать проблемы быстрее.

Укрощение «аппетита» и «тело кредита»

– Согласны ли вы с тем, что население закредитовано?

– Если взять прошлый год, то на 40% выросло потребкредитование только в банках. В этом году рост замедлился: в банках показатель составил 17%, в МФО – 18%.

Одно из главных требований для нас – это платежеспособность заемщика. Если платежи по займам не превышают 50% от доходов заемщика, то он может брать рассрочку, ссуды и покрывать какие-то нужды за счет кредитов. Главное – доходы и платежеспособность.

Проблема этого рынка в людях, которые не обладают доходами, но обращаются за микрозаймами. Здесь наша задача ужесточать регулирование, чтобы они не «вгоняли себя» в долги. Что мы делаем для этого? Мы ввели требования по коэффициенту долговой нагрузки в 50%. Если финансовая организация нарушит норматив, то это может послужить основанием вплоть до лишения ее лицензии.

Второе, ранее у недобросовестных заемщиков было временное окно, которое позволяло им брать в короткий период времени несколько кредитов. Теперь информация о займах передается от кредиторов в Государственное кредитное бюро и Первое кредитное бюро день в день. Напомню, финансовые организации берут информацию о долговой нагрузке клиентов в кредитных бюро.

Для укрощения аппетита самих банков мы ужесточили требования. 66% потребительских кредитов – это ссуды до миллиона тенге. Это означает, что свыше 30% займов превышают сумму в миллион тенге. Такие займы гораздо тяжелее обслуживать, поэтому мы увеличили коэффициенты риск-взвешивания на капитал для банков на ссуды свыше двух млн тенге до 20%, если ссуды превышают шесть миллионов тенге – до 50%. Это существенно сократит возможность банков выдавать такие займы.

Сегмент онлайн-кредитования сейчас вызывает наибольшую озабоченность. Здесь сконцентрировано наибольшее количество проблемных заемщиков, поскольку такие кредиты доступны. Сейчас мы значительно ужесточаем регулирование. Например, будут увеличены с 200% до 500% коэффициенты риски-взвешивания на капитал по онлайн-микрозаймам. Кроме того, будет снижена месячная ставка на такие кредиты до 20%. Напомню, ранее мы установили, что максимальный уровень переплаты может составлять не больше 50% от «тела кредита».

Если этих мер будет недостаточно, то мы можем рассмотреть исключение такого вида заимствования. Мы просто установим единую ставку для всех потребительских займов в 56% годовых. То есть, если ситуация на рынке не улучшится, то такой вид кредитования будет исключен, но это потребует изменений на законодательном уровне.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -