Как увеличить активы Нацфонда до $100 млрд

7435
Фото: из архива ДК

12 декабря президент Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание правительства, на котором подвел итоги социально-экономического развития страны за 2022 год. К сожалению, цифры, приведенные главой государства, констатировали ухудшение экономической ситуации в стране.

«За 11 месяцев текущего года рост экономики замедлился с 4,6% до 2,7%. Инфляция достигла исторических максимумов за последние 14 лет, составив 19,6%. Конечно, подобная ситуация самым негативным образом влияет на уровень жизни и доходов населения» Касым-Жомарт Токаев

Однако высшее руководство страны мужественно и с оптимизмом смотрит в грядущий 2023 год и планирует сосредоточиться на вопросах жилищно-коммунального хозяйства, улучшении социального самочувствия граждан, проблеме производственного травматизма, недопущении роста цен на продукты питания, справедливой и эффективной экономической политике.

Особо президент уделил внимание теме бюджетной политики, сказав, что правительству нужно достичь стабильности бюджета и избавиться от хронической зависимости от трансфертов из Национального фонда. Глава государства напомнил о такой задаче, которая стоить перед правительством и Национальным банком, как увеличение активов Нацфонда на 100 миллиардов долларов в ближайшие 7 лет.

Меры уже принимаются

На этом же расширенном заседании премьер-министр Алихан Смаилов сообщил о том, что правительством уже принимаются меры, которые будут способствовать увеличению объема поступлений средств в Национальный фонд и стабилизации темпов роста бюджетных расходов в самое ближайшее время. Позитивный тренд в этом направлении виден уже и теперь.

В данный момент внедряются принципы новой Концепции управления государственными финансами до 2030 года: утверждены контрцикличные бюджетные правила, позволяющие сократить объем трансфертов из Нацфонда на 1,4 трлн тенге в 2023 году и стабилизировать темпы роста расходов бюджета.

«Сбалансированность бюджета обеспечивается за счет увеличения собственной доходной базы и концентрации расходов на наиболее приоритетных направлениях» Алихан Смаилов

Также глава правительства рассказал о начале разработки новых кодексов –Бюджетного и Налогового. Новые законы и подходы упростят бюджетный процесс и налоговое администрирование и позволят внедрить новые цифровые решения в этих областях.

Основными подходами при разработке нового Налогового кодекса его авторы называют: повышение прозрачности и предсказуемости налоговой политики, пересмотр налогового администрирования, полную цифровизацию налогового контроля с уменьшением очного взаимодействия, упрощение специальных налоговых режимов с недопущением уклонения от уплаты налогов и расширение применения розничного налога.

Очень воодушевляющими представители бизнес-сектора называют такие подходы, как дифференциация налоговых ставок в разных секторах экономики и снижение или освобождение от корпоративного подоходного налога с прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки. 

«В целом налогово-бюджетная политика будет направлена на снижение ненефтяного дефицита до 5% к 2030 году, а также на рост активов Нацфонда до 100 млрд долларов» Уточнил Премьер-Министр

Против тени

Алихан Смаилов ознакомил участников заседания с интересными и оптимистичными итогами реализации Плана мероприятий по противодействию теневой экономике: за 11 месяцев за счет улучшения налогового и таможенного администрирования обеспечено дополнительное поступление в бюджет более 900 млрд тенге. В целом в текущем году ожидается снижение доли теневой экономики до 19% от ВВП. Дополнительно от налогового администрирования в государственный бюджет поступило 772,4 млрд тенге, от таможенного – 135, 6 млрд тенге.

Реализация этого плана продолжится и в следующие годы вплоть до 2035-го. Среди его частей, помимо совершенствования законодательной базы, противодействие отмыванию доходов, развитие безналичных платежей, цифровизация налогового и таможенного администрирования, уже действует национальная система прослеживаемости товаров. 

Полная цифровизация в КГД

На тему полной цифровизации налогового контроля с уменьшением очного взаимодействия недавно в интервью порталу Zakon.kz высказался председатель Комитета государственных доходов (далее КГД) Министерства финансов Данияр Жаналинов.

Он сказал, что на сегодня КГД – один из тех госорганов, который имеет «неплохое наполнение от цифровизации всех своих бизнес-процессов», но необходимость в максимальной цифровизации еще остается.

«У нас уже есть программное обеспечение, наполненное цифровизацией. Например, автоматизированный процесс камерального контроля. Камеральный контроль – это форма нашего администрирования, где налогоплательщик во время данного анализа физически не присутствует, мы к нему не приходим на проверку, но мы у себя на основании имеющихся данных, как из сторонних источников, так и имеющихся в нашей базе, проводим анализ и выявляем риски уклонения от налогообложения. Затем об этих рисках доводим до сведения налогоплательщика письмом, уведомлением и так далее. У нас в этом плане есть свои инструменты, и налогоплательщик исполняет, либо предоставляет обоснования, почему он таким образом поступил. На сегодняшний день этот процесс автоматизирован у нас почти на 70%» Данияр Жаналинов

По словам Данияра Жаналинова, эффективность камерального контроля является довольно неплохой: за три года показатели идут с плюсом, дополнительно в бюджет поступило 400 млрд тенге.

Успешной считает глава Комитета государственных доходов разработанную и действующую до недавнего времени как пилотный проект систему «Электронные счет-фактуры», цель создания которой – снижение доли теневого дохода. С помощью имеющейся системы управления рисками есть возможность выявлять налогоплательщиков, которые не совсем законно ведут свой бизнес.

Одним из таких незаконных действий может быть и создание лжепредприятий для выведения на них прибыли с дальнейшей возможностью неуплаты налогов. В своем интервью Данияр Жаналинов рассказал, что посредством такой системы КГД на данный момент удалось выявить более 8 тысяч налогоплательщиков с оборотом в 3 трлн тенге с подобными рисками.

СУР

Система управления рисками (СУР), представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки вероятности неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могут нанести ущерб государству. Она включает меры, применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска.

При наличии рисков уклонения от налогообложения система – искусственный интеллект – сама высчитывает их вероятность. Как поделился в беседе с Zakon.kz Данияр Жаналинов, благодаря такой работе в 2022 году на 10% уменьшилось количество проверок по сравнению с прошлым годом, и с каждым годом их число снижается, а эффективность повышается.

«Доначисление суммы увеличилось на 74%. Конечно, погрешности у нас еще имеются, но мы стараемся максимально их минимизировать, и эти цифры как раз таки говорят об этом» Информирует руководитель КГД

Год нового Налогового кодекса

2023 год, по сообщению главы Комитета государственных доходов, будет посвящен разработке нового Налогового кодекса, и к его завершению ожидается стопроцентная готовность данного законопроекта.

«Обсуждение нового Налогового кодекса будет иметь, и уже имеет, широкое поле. В рабочую группу вошли представители всех компетентных органов, вносятся предложения. В принципе, в обсуждении может принять участие каждый, оно будет открытым, выставляться на соответствующих сайтах, так что все могут вносить свои предложения и делиться мнением» Данияр Жаналинов

Татьяна БИРЮКОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -