Аналитики пишут сценарии. Но ключевые маркеры – у рынка и геополитики

14885

2022 год стал годом беспрецедентного в истории Казахстана ужесточения денежно-кредитной политики Национального банка. Что дали жесткие меры регулятора и как они отразились на благосостоянии казахстанцев, узнаем здесь.

Большую часть года глобальная инфляция превосходила ожидания и выходила за пределы цен на продовольствие и топливо. Это вынудило основные центральные банки объявить об ужесточении ДКП, которое необходимо, хотя и задержит восстановление экономики. Но эти действия не дали должного результата, прогнозы развития мировой экономики пересмотрены вниз.

Согласно оценкам МВФ, в 2022-2023 годах ожидается замедление темпов роста мировой экономики. Экономика Китая в 2022 году вырастет на 3,2% с дальнейшим ускорением до 5% в 2023 году на фоне ожидаемого роста внутреннего потребления. Экономика ЕС замедлится до 0,1% в 2023 году под давлением энергетического кризиса, высокой инфляции и растущих процентных ставок. В 2024 году, по мере возвращения инфляции к цели, темпы роста экономики стабилизируются на уровне 1,9%. В России в 2023 году сокращение экономики будет менее глубоким, чем ожидалось ранее, в 2024 году она перейдет в фазу роста.

Реакция Нацбанка

Показатели сезонно очищенной базовой инфляции продолжают формироваться на повышенных уровнях, что свидетельствует о сохранении затяжного высокого инфляционного фона в экономике. Согласно обновленным прогнозам НБ РК, ускорение инфляции продолжится до первого квартала 2023 года, после чего ожидается замедление инфляционных процессов. В рамках базового сценария по итогам 2022 года инфляция сложится в пределах 20-21%, в 2023 году годовая инфляция замедлится до 11-13%, в 2024 году – до 7-9%, в 2025 году – 4-6%.

Рост экономики Казахстана по итогам десяти месяцев 2022 года оказался ниже ожиданий Национального банка в результате более глубокого падения производства в горнодобывающей промышленности на фоне проведения ремонта на нефтяном месторождении Карачаганак и затяжной поломки на месторождении Кашаган. Это также обусловило замедление деловой активности в транспорте и торговле.

Прогнозы Нацбанка по динамике экономического развития на конец 2022 года и в начале 2023 года претерпели изменения. Пересмотр прогнозов связан с переоценкой в сторону снижения производства нефти в стране до конца 2022 года и на 2023 год. Согласно последним данным, добыча нефти постепенно восстанавливается, но меньшими темпами, чем ранее ожидалось. В результате ожидается замедление годовых темпов роста экономики Казахстана в 2022 году до 2-3%. По мере восстановления добычи нефти в течение 2023 года темпы роста ВВП будут восстанавливаться и составят 3-4% (год к году).

На заседании правительства председатель НБ РК Галымжан Пирматов заявил, что в 2022 году ведомству удалось достичь по крайней мере пяти положительных результатов: «Предотвратить дестабилизацию финансовой системы. Оперативные меры Национального банка позволили сохранить стабильность финансовой системы. Второе, сохранить и повысить доверие к тенговым активам, доведя в октябре депозиты до исторического максимума – 30 трлн тенге. Третье, обеспечить сбалансированность валютного рынка. Спрос и предложение на рынке определяется рыночными участниками. Четвертое, сохранить долгосрочную доходность активов под управлением НБ РК в положительной зоне, несмотря на существенный отток капитала с развивающихся рынков. Пятое, запустить Национальную платежную систему для обслуживания розничных платежей населения, разработать и успешно провести тестирование технологической платформы цифрового тенге с реальными участниками», – подчеркнул он.

Однако при всех успехах к концу года регулятор еще раз снизил ожидания по темпам экономического развития. Так, с учетом фактической динамики, объемы добычи нефти и газового конденсата, по оценкам НБ РК, будут ниже 2021 года. В результате, по итогам 2022 года темпы роста ВВП составят 2-3%.

Конечно, экономика Казахстана зависит не только от базовой ставки НБ РК, но высокие проценты не принесли снижения цен, не остановили инфляцию, а только отбили охоту банкирам кредитовать бизнес. Финансисты предпочитают кредитовать население.

Прогноз Нацбанка

Согласно базовому сценарию, в 2023 году ожидается замедление инфляции до 11-13% в условиях ухода из расчетов высокой базы 2022 года, а также воздействия предыдущих решений по ужесточению денежно-кредитных условий. В дальнейшем годовая инфляция продолжит замедление, однако она все еще будет формироваться выше целей в пределах 7-9% в 2024 году и 4-6% в 2025 году.

В качестве пессимистичного Нацбанком рассматривался сценарий падения цен на нефть до 50 долларов за баррель и их сохранения на этом уровне до конца прогнозного горизонта. В случае развития событий по пессимистичному сценарию, траектория роста экспорта Казахстана будет более сдержанной вследствие слабой динамики внешнего спроса на сырьевую продукцию из РК. Отрицательная динамика доходов предприятий горнодобывающего сектора по сравнению с базовым сценарием приведет к сокращению производства и инвестиций, что негативно отразится на отраслях строительства, транспорта, торговли и прочих услуг. Более слабая динамика доходов населения и инвестиций несколько ограничит рост потребительского и инвестиционного спроса.

«Представляется, что ближе всего к реальности находится пессимистичный прогноз НБ РК на 2023 год, где рост ВВП ожидается на уровне 1,5-2,5% г/г, а инфляция на уровне 14-16% г/г. Не совсем понятно, почему взяты настолько жесткие внешние сценарные условия, в которых среднегодовая цена на нефть должна снизиться к $54 за баррель Brent. Понятно, что за основу здесь взят циклический кризис в мировой экономике в 2023 году, но все-таки учитывая, что в 2022 году среднегодовая цена составила около $100,00 за баррель Brent, ее сокращение в 2 раза, скорее всего, привело бы к гораздо более серьезным последствиям для экономики Казахстана, чем описано в пессимистичном прогнозе РК. В этом случае рост ВВП в 2023 году скорее должен оказаться или околонулевым, или даже стать отрицательным» Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio

В компании Esperio ожидают, что средняя цена на нефть в 2023 году будет повыше, не $54 за баррель Brent, как в пессимистичном сценарии НБ РК, а в районе $65,00 за баррель. «Это позволит ВВП Казахстана удержаться на отметке в 1,0-2,0% роста, снизить инфляцию по итогам следующего года до 11-13% г/г. То есть мы увидим некоторое повторение кризиса 2008-2009 года, но с чуть более благоприятной конъюнктурой нефтяного рынка и немного более высоким уровнем инфляции.

В остальном казахстанцев в 2023 году, вероятно, ждет некоторый рост безработицы, с текущего уровня в 4,9% до 5,5%, максимум 6%. А также небольшое сокращение реальных среднедушевых доходов, в этом году они сокращаются на 2% г/г, в следующем могут снизиться еще на 1% г/г, больно, но не смертельно», – подчеркивает Нурбек Искаков.

При реализации оптимистичного сценария предполагается, что траектория цен на нефть будет находиться на уровне 110 долларов за баррель на прогнозном горизонте. Такая траектория цен на нефть будет связана со значительным уменьшением геополитической напряженности в мире, налаживанием проблем с цепочками поставок, более быстрым экономическим ростом мировой экономики, а также стабилизацией инфляции в развитых и развивающихся странах и соответствующей нормализацией ДКП.

Высокие цены на углеводороды и крепкий внешний спрос со стороны стран – торговых партнеров приведут к более высоким темпам роста экономики Казахстана, чем при базовом сценарии. Рост экономики в 2023 году составит 3,5-4,5%, в 2024-2025 годах – 4,5-5,5%. В случае развития событий по оптимистичному сценарию инфляция будет замедляться более быстрыми темпами в сравнении с базовым сценарием. Этому будут способствовать крепкая динамика обменного курса тенге и меньшее внешнее инфляционное давление. В 2023 году инфляция будет складываться в пределах 10-12%, в 2024 году – 6-8%, в 2025 году – 4-6%.

Прогноз АКРА по госдолгу

На период до 2025 года определены параметры республиканского бюджета, а также гарантированные трансферты из Национального фонда РК на 1,9-2,2 трлн тенге и целевые трансферты на 2023 и 2024 годы в размере 1 и 0,4 трлн тенге соответственно. С 2023 года в стране будет применяться бюджетное правило, контрциклическая часть которого предполагает цену отсечения за баррель нефти на уровне 48,9 доллара в 2023 году (42,2 и 40,3 доллара в 2024 и 2025 годах соответственно).

Трансфертная часть доходов бюджета ощутимо снизится после рекордных показателей 2020-2022 годов (4,5-4,8 трлн тенге), при этом бюджетные расходы в номинальном выражении увеличатся на 15% в 2023 году и на 4% в 2024-м. К 2025 году расходы бюджета вырастут еще на 5% и составят 27,7 трлн тенге. По оценкам АКРА, к концу 2022 года ожидаемый рост нетрансфертных поступлений в номинальном выражении должен составить около 33% – крупнейший показатель за десятилетие. Во многом это связано с повышенной инфляцией, отчасти – с реализацией отложенного эффекта динамики экономической активности в 2020-2021 годах.

Дальнейшая траектория изменения объема нетрансфертных поступлений будет зависеть от темпов роста экономики, инфляционных волн, отложенного эффекта от решений в области налоговой политики (налоговых каникул, структуры налогового режима) и качества организации процесса налогообложения. АКРА рассматривает три сценария возможной динамики нетрансфертных доходов госбюджета в 2023-2025 годах:

  • оптимистический, предполагающий увеличение нетрансфертных доходов на 20% в год в продолжение текущего тренда повышенных темпов роста;
  • базовый с ежегодным повышением доходов в среднем на 13% с учетом средних темпов роста за последнее десятилетие;
  • консервативный, при котором темпы роста составят в среднем 6% ежегодно, исходя из самого низкого показателя за последние десять лет (без учета 2015 года, когда наблюдалось сокращение доходов, и пандемийного 2020 года с ростом показателя на 1%).
«В зависимости от сценария, результаты исполнения бюджета в 2023-2025 годах варьируются от внушительного дефицита до профицита. Базовый сценарий с ростом нетрансфертных доходов на 13% в год выводит бюджет на близкий к сбалансированному уровень в 2024-2025 годах. В рамках трех сценариев можно проследить разные траектории формирования потребности Казахстана в финансировании бюджета и потенциального роста госдолга в номинальном выражении. На конец 2025 года разбежка по величине государственного долга страны составляет от 12 трлн тенге до сокращения даже в номинальном выражении. В первых двух сценариях отношение госдолга к ВВП сохраняется на умеренном уровне (20-25% ВВП) и приближено к текущим 24%. Оптимистический сценарий предполагает значительное сокращение госдолга к ВВП к 2025 году» Отчет АКРА

В АКРА считают, что бюджетная политика страны, скорее всего, не будет ориентирована на снижение номинального госдолга.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -