От Дюрера до Эйферта

5595
Фото: Александр Риттих. Портрет Жамбыла. 1936 г, х. м.

Алматинский Государственный музей искусств РК им. Кастеева обладает значительными коллекциями европейских школ изобразительного искусства. В экспозиции «От Дюрера до Эйферта» представлены произведения немецких художников XV-XXI веков из фондов ГМИ. Выставка организована по инициативе Баварского культурного центра немцев из России.

Более 70 произведений живописи, графики и скульптуры составили экспозицию выставки. В большинстве это редко выставляемые работы, хранящиеся в фондах музея. Гравюры знаменитых мастеров немецкого возрождения являются самыми старыми произведениями на выставке. Среди звучных имен – Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший, выдающиеся мастера XV – первой половины XVI века. Их работы имеют устоявшуюся славу непревзойденных шедевров графики.

Достойна восхищения гравюра на дереве «Бегство в Египет» Альбрехта Дюрера, которого называли «Северным Леонардо». Представляют интерес и работавшие в XVI веке, но менее известные Пауль Рефлер и Бехам Зебальд. Но не следует обольщаться солидностью возраста работ, отраженных на этикетках. Многочисленные отпечатки с оригинальной основы могли быть сделаны относительно недавно, а отнюдь не при жизни художников.

Много вопросов у исследователей вызывает и атрибуция ряда произведений, хранящихся в ГМИ им. Кастеева. Ирина Школьная, руководитель отдела по учету и хранению фондов ГМИ, пришла к выводу, что гравюра Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) «Искушение Христа» вовсе не гравюра, а высококачественная факсимильная репродукция на бумаге ручной работы. Она сделана в Берлинской имперской типографии в период с 1921 по 1945 г. Ирина Школьная считает, что автором показанной на выставке композиции может быть не Лукас Кранах Старший, а Лоренц Катцгеймер. По одной из версий свои работы он подписывал как «Monogrammist L Cz».

«Среди монограмм, которые Кранах оставлял на своих работах, похожей нет» Утверждает Ирина Школьная. Зато монограмма «L Cz» отчетливо видна в центре нижнего края «Искушения Христа». На этот лист Ирина Школьная обратила внимание во время подготовки произведений фонда ГМИ к внесению в Государственный каталог РК

Владимир Эйферт. Автопортрет в шапке. 1954-1955 гг. х. м.

«Следующий раздел – немецкие художники XVIII-XIX веков, работавшие в Германии и других странах Европы. Многие из них работали в Голландии, Испании, России. Они отличались тщательностью, скрупулезностью, точностью изображения. Поэтому их часто приглашали европейские дворы. Из немецких художников, работающих в России, в экспозиции выделяются гравюры Игнаца Клаубера. Это тонкие по исполнению парные парадные портреты российского императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны. Филигранным мастерством отличается акварельная миниатюра на кости «Групповой портрет семьи Александра II» Иоганна Меллера» Куратор выставки Амир Джадайбаев

Изобразительное искусство XIX века на выставке представляют исполненные в стилях романтизма и бидермайера картины А. Ахенбаха, Б. Деннера, Ф. Винтерхальтера. Значительный раздел экспозиции показывает произведения художников-немцев, прибывших в Казахстан в 1930-40-е годы. В основном это ссыльные или депортированные мастера. Особое место в этом ряду занимает Александр Риттих, получивший художественное и архитектурное образование в Мюнхенской академии.

Неизвестный художник. Портрет девочки. XIX век. х.м

Он прибыл в Алма-Ату в 1933 году в качестве экономиста на строительство табачной фабрики, тогда крупнейшего промышленного объекта города. Параллельно с руководящей работой на стройке А. Риттих активно участвует в художественной жизни Казахстана. Его кисти принадлежит написанный в 1936 году один из лучших портретов Жамбыла.

Александр Риттих. Автопортрет. 1920-е гг. Фанера, м.

Среди депортированных в Казахстан художников заметны Владимир Эйферт, Артур Фонвизин и Леонид Брюммер. Их работы отличаются тонкостью исполнения и изысканностью колористического решения. Не дожидаясь депортации, в 1942 году эвакуируется в Алма-Ату художник киностудии «Ленфильм» Павел Зальцман. Столица Казахстана становится его постоянным местожительством, впоследствии он плодотворно работает главным художником киностудии «Казахфильм». Экспозиция завершается произведениями наших современников И. Брауэра, Ю. Гуммеля, Н. Гинзбург, Н. Бубэ, художников конца ХХ и начала XXI века.

Вадим КРАВЦОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -