Премьер потребовал ускориться

13541

Но не подведут ли связисты в очередной раз?

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов потребовал ускорить проведение интернета по дну Каспийского моря. Проект «Каспийский цифровой хаб» предусматривает транзит китайского трафика по территории Казахстана и по подводному кабелю до Азербайджана с дальнейшим выходом в Европу (через Грузию – Черное море – Болгарию – Словакию в Германию).

Сегодня Казахстан ищет альтернативные пути поставок интернета, для этого правительство планирует проложить волоконно-оптическую линию связи по дну Каспийского моря. Телекоммуникационные компании Казахстана и Азербайджана – «Казахтелеком» и «AzerTelecom» проложат ВОЛС по дну Каспия. В настоящий момент Транскаспийский проект переходит в активную фазу реализации. Уже заключено «Соглашение об условиях сотрудничества» в рамках проекта по прокладке ВОЛС по дну Каспия. Это основополагающий документ стратегического партнерства, он определяет основные условия сотрудничества двух компаний в рамках подписанного ранее меморандума. Транскаспийская ВОЛС по дну Каспия – часть масштабного проекта «Цифровой Шелковый путь» (Digital Silk Way), предусматривающего создание цифрового телекоммуникационного коридора между Европой и Азией.

Глава кабмина Казахстана поручил соответствующим органам разработать до 1 марта текущего года и принять дорожную карту, которая поможет стране стать цифровым региональным хабом. В частности, ФНБ «Самрук-Қазына» поручено до 10 марта проработать финансирование проекта по прокладке ВОЛС по дну Каспийского моря.

«Эту работу нужно форсировать. Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности надо взять эти вопросы на особый контроль» Алихан Смаилов

Он отметил, что сегодня ведется работа по строительству трансграничных волоконно-оптических магистралей в рамках проектов «Каспий ВОЛС» и гипермагистрали «Запад – Восток», позволяющих соединить Европу и Восточную Азию через территорию Казахстана.

«Своевременное завершение строительства и запуск сопутствующих центров обработки данных позволит аккумулировать ресурсы трансграничных магистралей, обеспечить обработку ожидаемого транзитного трафика от 3% до 8% от мирового потока данных» Алихан Смаилов

Между тем, по имеющимся данным, подготовительная работа по строительству магистралей и центров обработки данных ведется недостаточными темпами. Напомним, что на казахстанской стороне – в Актау – должен быть построен большой дата-центр, который необходимо обеспечить стабильной подачей электроэнергией. Но вопрос производства электроэнергии для Мангистау всегда был большой проблемой, поскольку старые энергетические мощности, построенные еще в советское время, уже изжили себя. И уже сегодня отмечается сбой стабильного энергообеспечения региона.

Кроме того, помимо основного маршрута подводной линии, который будет проходить от Актау до азербайджанского Сиазаня и составит более 340 километров, планируется проложить еще резервный канал, протяженностью около 330 километров – от казахстанского порта Курык до поселка Бузовна (Азербайджан).

Премьер Казахстана выразил недовольство еще и тем, что не решены отдельные вопросы на уровне законодательного урегулирования,международных договоренностей, не определены местоположение центров обработки данных и условия их функционирования. Как отметил генеральный директор Дивизиона по корпоративному бизнесу АО «Казахтелеком» Алмат Караманов, проект по прокладке ВОЛС очень важен для Казахстана:

«В рамках реализации этого проекта мы сможем создавать другие крупные инфраструктурные проекты, такие как гипермагистраль или, к примеру, строительство новых дата-центров. В результате развития таких проектов Казахстан станет интересным и перспективным регионом для крупных международных игроков» Алмат Караманов

Телеком-операторы уверены, что проект послужит драйвером для создания нового цифрового телекоммуникационного коридора и поможет выйти на более высокий уровень развития высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи данных.

«Реализация проекта очень важна как для Казахстана, так и для Азербайджана. Для Казахстана и стран Азии – это новый альтернативный маршрут в Европу, улучшение связанности и надежности сети, адляАзербайджана–трансформацияврегиональный цифровой хаб. Исторически существовавший Шелковый путь возрождается в цифровом виде, и этот маршрут обеспечит пропуск сотни терабит информации. Это ускорит развитие инфраструктуры хранения и обработки данных по всему пути. Прохождение информационных потоков между Азией и Европой через Азербайджан и Казахстан создаст новые возможности для развития цифрового бизнеса в регионе» Генеральный директор по операционным вопросам компании «AzerTelecom» Сергей Назаренко

Операторы намерены реализовать проект к концу следующего года. Отмечается, что он станет крупнейшим на Кавказе и в Центральной Азии. Уже разработан высокоуровневый дизайн HLD (high-leveldesign),утверждена детальная дорожная карта, а после завершения исследовательских работ последует непосредственная прокладка оптики по дну Каспия. Ожидается, что проект улучшит доступ к интернету и цифровым услугам для 1,8 млрд человек, проживающих в регионах Кавказа, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии.

По мнению экспертов, построение мощной инфраструктуры позволит крупнейшим поставщикам контента – Google, Facebook, Amazon, AliExpress использоватьдополнительныйканалдляпередачи данных. Соответственно, возможности Азербайджана и Казахстана в построение цифровых экономик значительно расширятся.

Очевидны безусловные преимущества, которые получит сам Казахстан от появления такого цифрового хаба: рост иностранных инвестиций в инфраструктурные проекты, развитие технологий, создание дополнительных рабочих мест, привлечение иностранных компаний к работе на территории страны. Цифровой хаб в Каспийском регионе будет способствовать дальнейшему укреплению двухсторонних отношений КНР и Казахстана. Китайская сторона приобретает экономически выгодную точку входа на рынок Евразийского пространства,получив резидентство для крупнейших интернет-компаний на территории Казахстана с использованием МЦПС «Хоргос».

От редакции

Проект ВОЛС по дну Каспийского моря официально стартовал в ноябре 2019 года. Его планировали сдать в эксплуатацию к концу 2021 года. Не сложилось. В мае 2022 года к проекту вернулись и сообщили о его реанимации, а статус оператора передали от «Транстелекома» компании «Казахтелеком». Возобновить и завершить проект тогда предполагалось в течение полутора-двух лет.

Наталья БУТЫРИНА, Актау

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -