Коммунальное… «танго»

15974
Фото: в коллаже использованы фото из архива ДК

Государство разрешит монополистам-коммунальщикам поднимать цены по причине нехватки средств на модернизацию инженерных сооружений. К сожалению, этот «танец» танцуют вдвоем. В перспективе увеличение тарифов коммуналки грозит очередным ростом цен на товары и услуги.

С 1 февраля в Алматы действует новый тариф на газ. Населению предложено платить 26,97 тенге за кубометр, коммунально-бытовым потребителям – 38,92 тенге. АО «Алматыгазсервис-Холдинг» обосновал новые цены ростом тарифа по транспортировке товарного газа по газопроводным сетям. Соответственно, выросла и отпускная цена реализации газа потребителям.

Ящик пандоры

Жителей больших городов ждут сложные времена. Алматинские газовики открыли ящик Пандоры для остальных монополистов. Внезапно выяснилось, что денег на коммунальную инфраструктуру нужно больше, чем в утвержденных сметах. Прошлогодняя трагедия в Экибастузе показала казахстанскому обществу серьезную проблему – крайний износ городской коммунальной инфраструктуры. Тогда город остался без тепла в 30-градусный мороз из-за аварии на Экибастузской ТЭЦ. Старое оборудование не выдержало еще одну зиму, и теплосеть перестала выполнять свои функции. После той аварии сразу же пошли разговоры о низких тарифах, которые не позволяют собственникам коммунальных объектов реализовать инвестиционные программы и заменять износившееся оборудование.

Тему недостатка денег в коммуналке оперативно поддержали в «Алматы су». В январе руководство компании сообщило, что износ водопроводных сетей по городу составляет 54,2%, а износ канализационных сетей – 56,6%. В старых районах города ситуация вообще опасная: изношенность сетей достигает 80%, так как там лежат сети, построенные с 1965 по 1985 год. На реконструкцию требуются большие деньги. Для снижения темпов износа нужно ежегодно ремонтировать минимум 104 км сетей водоснабжения и 73 км сетей водоотведения, но утвержденная инвестиционная программа позволяет ремонтировать только 20-25 км трубопроводов в год.

Здесь, наверное, нужно удивиться, почему была принята столь «кастрированная» инвестпрограмма, когда была понятна проблема износа. Либо за последний год так сильно выросли цены, что ни одна инвестпрограмма не может за ними угнаться. Но опять возникают вопросы к качеству планирования – ведь было видно, что с 2020 года в мире стали расти цены, и этот рост будет переходить на цены в Казахстане. Теперь же стоит вопрос о резком поднятии тарифа либо его поэтапном увеличении до требуемого инвестиционным планом размера задач.

На сайте «Алматы су» говорится, что предприятием утверждена Инвестиционная программа на 2020-2024 годы по услугам водоснабжения и водоотведения на общую сумму в 14,1 млрд тенге. В том числе на 2022 год – в сумме 3,8 млрд тенге, из них на услуги водоснабжения – 2,8 млрд тенге. В этом году инвестиционная программа «Алматы су» находится примерно в тех же параметрах, что и в прошлом году, 2,6 млрд тенге предусмотрено на водопроводные сети и около 1 млрд тенге на канализационные сети.

На сайте выложены отчеты по исполнению инвестиционных программ за прошлые годы.

Согласно документам, в 2020 году при плановой инвестиционной программе по услугам водоснабжения в 1,7 млрд тенге по факту освоено 1,6 млрд тенге за счет собственных средств (амортизации). В 2021 году по услугам водоснабжения инвестиционная программа по плану закладывала 1,9 млрд тенге, по факту получилось 1,7 млрд тенге за счет начисленной амортизации. За первое полугодие 2022 года при плане в 2,8 млрд тенге по факту потрачено 1,16 млрд тенге. Если сложить плановые показатели, то выходит, что на следующий год на инвестиции остается 3 млрд тенге.

Насколько адекватна эта сумма, чтобы покрыть рост цен при 20% инфляции, остается только догадываться. В январе руководство «Алматы су» сообщило, что рассматривает вопрос увеличения тарифов, так как действующий тариф не способен обеспечить финансирование модернизации сетей. Сейчас за холодную воду жители южного мегаполиса платят 48 тенге за кубометр, за канализацию – 25,89 тенге за 1 кубометр с НДС. Тарифы были установлены 1 февраля 2020 года и должны были остаться без изменений до 2025 года. И уже очевидно, что таковыми они не останутся.

Не стоит забывать, что у палки под названием «инвестиционная программа» субъектов естественных монополий есть два конца. С одной стороны, правительство тормозит их инициативу по подъему тарифов и часто просто «морозит» тарифы. С другой стороны, всегда существовало правило «тарифы в обмен на инвестиции», когда собственникам и инвесторам разрешалось поднимать тарифы для получения средств на модернизацию. К сожалению, зачастую владельцы и инвесторы поднимали цены, но основные средства не модернизировали. Иначе откуда получается сегодняшняя устрашающая картина износа?

«Танцуют» все!

Надо сказать, что после Экибастуза правительство стало изучать вопрос финансирования модернизации сооружений ЖКХ, находящихся в коммунальной и квазигосударственной собственности. Прошла ревизия энергетических объектов и тепловых сетей республики. После которой было озвучено, что по стране средний износ электрических сетей составляет порядка 66%, тепловых сетей – 55%. Есть регионы, где износ доходит до 80% по отдельным сооружениям. Чиновники подсчитали, что недофинансирование по модернизации энергопроизводящих организаций составляет 88 млрд тенге, на ремонт теплосетей требуется 2,2 трлн тенге.

В итоге приняли решение профинансировать из государственного бюджета 12 ТЭЦ, которые находятся в коммунальной и квазигосударственной собственности, а 22 частные ТЭЦ должны будут привлечь инвестиции от их собственников. Что касается тепловых сетей, то чиновники напомнили, что с 2015-го по 2022 год в рамках государственных программ «Нұрлы жер» и «Нұрлы жол» через механизмы бюджетного кредита и субсидирования выделено порядка 295 млрд тенге. При этом, с 2020 года наблюдается низкая заинтересованность местных исполнительных органов в бюджетном кредитовании в связи с ограниченностью тарифов и убыточностью субъектов естественных монополий для обеспечения возвратности. Поэтому было предложено провести поэтапную модернизацию тепловых сетей за счет бюджетного кредитования с установлением соответствующего уровня тарифа.

Также стоит ожидать подключение к модернизации ЖКХ программы «Тариф в обмен на инвестиции». Во-первых, о ней в своем послании в сентябре 2022 года говорил глава государства. Во-вторых, рост предельных тарифов позволит привлечь в отрасль инвестиции – подсчитано, что сумма может составлять до 400 млрд тенге ежегодно. К слабым местам обмена тарифов на инвестиции можно отнести отсутствие прозрачности тарифообразования, отсутствие корреляции между ростом качества услуг и подъемом тарифа, а также прозрачного механизма контроля расходования средств, полученных в ходе роста тарифов.

Ну, а простым потребителям на самом деле не важно, в чьей собственности находится объект ЖКХ и кто будет в конечном итоге оплачивать модернизацию – бюджет или частный капитал. Новые тарифы в конечном счете оплатит из своего кармана потребитель. Но беда, как говорится, не приходит одна. Рост тарифов на коммуналку ляжет в цены предприятий-производителей. Экономику ждет еще один виток инфляции. Как будет снижать Национальный банк высокую инфляцию – абсолютно не понятно. Сама она точно не упадет.

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -