Возрастает значение альтернативных маршрутов

16767
Фото: с сайта ati.su

Казахстанские перевозчики застряли на польско-белорусской границе из-за закрытия погранперехода для всех грузовиков, кроме европейских. Об этом и других новостях логистики за февраль 2023 года – в нашем ежемесячном дайджесте.

C 21 февраля Польша закрыла КПП «Кукурыки-Козловичи» для проезда грузовиков, зарегистрированных не в ЕС. Это был последний открытый погранпереход на польско-белорусской границе, который в том числе активно использовали казахстанские перевозчики. По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», после закрытия перехода в этом районе скопилось около 250 казахстанских фур: 150 грузовиков на территории Польши и около 100 – на подъезде к границе со стороны Беларуси.

Шлагбаум. Ноты. Убытки

Казахстан направил Польше ноты о необходимости снятия ограничений для казахстанских перевозчиков. Для урегулирования ситуации пришлось подключаться Министерству индустрии и инфраструктурного развития Казахстана и НПП «Атамекен» – они инициировали переговоры с Литвой о возможности беспрепятственного проезда казахстанских грузовиков через их погранпереходы.

Неожиданное закрытие КПП привело к миллионным убыткам для казахстанских перевозчиков – и это при том, что они не связаны со странами, в отношении которых вводятся международные санкции. Цепочки поставок нарушены, сроки доставки увеличились, себестоимость перевозок по европейскому направлению растет. Сейчас попасть в Европу из стран ЕАЭС можно через КПП на границе Литвы и Беларуси, Латвии и Беларуси, Латвии и России. Альтернативный маршрут через Каспийское море, кавказские республики и Турцию увеличивает расстояние до европейских стран в 1,5 раза и стоимость перевозки в 2-3 раза, подсчитали в «Атамекен».

Этот прецедент еще раз показал, насколько важно для Казахстана развивать альтернативные маршруты для торговли со странами ЕС и снижать себестоимость перевозки по ним, а также расширять географию торговых партнеров – наращивать сотрудничество с соседями, государствами Ближнего Востока и Южной Азии.

Концепцию утвердили

Стоит отметить, что это понимают в руководстве страны: вопросы логистики постоянно обсуждают на высшем уровне. В начале февраля постановлением Правительства РК утверждена Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года. В ней прописаны меры для обеспечения доступных и безопасных пассажирских перевозок, а также план развития бизнес-перевозок, в том числе формирование на территории страны транзитного хаба.

Так, до 2030 года рост объема транзита через территорию Республики Казахстан должен вырасти до 35 млн тонн, в том числе контейнерного транзита – до 2 млн ДФЭ. В 2023 году объем транзита уже должен составить 27,7 млн тонн и 1,25 млн ДФЭ. Кроме этого, запланировано доведение доли автомобильных дорог республиканского значения, обеспеченных мобильной связью по стандарту не ниже 3G с доступом к интернету до 100%. Это тоже важный показатель: наличие связи позволит улучшить отслеживаемость грузов и повысить эффективность использования трекеров и мобильных приложений для водителей.

Развитие дорог

Развитие сети автодорог республиканского значения обсуждалось в правительстве в конце февраля. Министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев сообщил, что на территории республики расположены восемь автомобильных транзитных коридоров общей протяженностью порядка 13 тыс. км. Ведутся работы по реконструкции нескольких участков республиканских дорог общей протяженностью около 2 тыс. км. До 2030 года планируется модернизировать под І техническую категорию коридоры «Западная Европа – Западный Китай» (1 363 км) и «Астана – Костанай – гр. РФ» (830 км), а также трассы «Атырау – Уральск – гр. РФ» (587 км).

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов говорил о том, как важно активизировать развитие логистических направлений в сторону России и Китая, а также Транскаспийского международного транспортного маршрута. При этом он отметил, что нужно синхронизировать эту работу с уполномоченными госорганами соседних стран. Это позволит быстрее устранить «узкие места» на стыке автодорог между государствами и, как следствие, существенно нарастить грузооборот. Кроме увеличения пропускной способности международных коридоров премьер-министр попросил обратить внимание на модернизацию пропускных пунктов.

Правила грузоперевозок ужесточили

С 20 февраля начали действовать новые правила допуска компаний к международным автомобильным грузоперевозкам, а также новые правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок. Это вынужденная мера: в последнее время широко распространилась практика перепродажи разрешений посредниками. Появились компании, которые не занимаются реальными грузоперевозками, а только получают квоты и спекулируют ими на рынке, перепродавая в десятки раз дороже. Добросовестные перевозчики, которые по разным причинам не успевали их получить, вынуждены обращаться к таким перекупщикам.

Теперь спекулировать станет сложнее: увеличился пакет документов для получения квот и появились дополнительные требования к заявителю. Реальным перевозчикам оформлять заявки по новым правилам не составит большого труда, а перекупщикам станет намного сложнее. Более того, появится черный список, в который будут вносить компании, перепродающие дозволы – они больше не смогут подавать на них заявки.

Рената ЗОБОВА, директор казахстанского представительства международной Биржи грузоперевозок «ATI.SU»

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -