В Алматы в середине апреля прошел IX Евразийский антимонопольный форум, на котором антимонопольные ведомства, государственные органы, экспертное сообщество и представители бизнеса вновь обсудили вопросы защиты конкуренции и антимонопольного регулирования.
Обсуждались актуальные проблемы развития конкуренции в странах Евразийского региона, роль участия государства в экономике и то, как это участие можно оптимизировать. Участники делились опытом рассмотрения споров о нарушении антимонопольного законодательства, говорили о мерах профилактики и снижения рисков.
Поднимался вопрос ценообразования компаний-доминатов и тема развития и защиты конкуренции на рынках аграрного сектора. Бахыт Султанов, член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии от Казахстана, в чью компетенцию входят вопросы антимонопольного регулирования и конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС, рассказал о работе комиссии по защите конкуренции на трансграничных рынках.
Многие участники форума делали акцент в своих выступлениях на участии государства в развитии экономики. В последнее время оно увеличивается. Хорошо это или плохо? Если участие государства усиленно и целенаправленно сокращать, то до какого предела? Не окажется ли это также опасной крайностью? А как, по какому пути может происходить разгосударствление экономики страны? Всеми этими вопросами и задавались участники антимонопольного форума, и на большинство из них ответы нашли.
От демонополизации… к госмонополизации
В своем выступлении председатель Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Марат Омаров сказал, что, к сожалению, наравне с трендом демонополизации и возврата активов в государственную собственность – работа, которую и АЗРК, и правительство ведут, параллельно набирает оборот тенденция роста госучастия.
«Государство присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Да, мы видим, что идет возврат активов в госсобственность, но не видим второй части – передачи этих активов в конкурентную среду. Однако все в этом заинтересованы: и антимонопольный орган, и эксперты, которые представляют тот или иной бизнес…» Марат Омаров
В период с марта 2022 года по настоящее время произошел, например, возврат активов в госсобственность имущества АО «Центр транспортного сервиса» (439 подъездных ж/д путей), 28,8% пакета акций АО «Казахтелеком». Проведенная работа по возврату активов в госсобственность позволила сократить число непродуктивных посредников, образовавшихся в результате разрыва единого технологического цикла производства товаров и занявших монопольное положение на соответствующих товарных рынках. По информации АЗРК, тот же возврат подъездных ж/д путей позволил снизить тарифы для бизнеса более чем в 14 раз. Но как верно заметил Марат Омаров, а что же дальше? Пока ничего…
На данный момент уровень госучастия в базовых секторах экономики страны, от рынка ГСМ до пассажирских перевозок, весьма высокий. Так, по данным, приведенным главой АЗРК, на рынке авиаперевозок он составляет 91%, на рынках сжиженного и товарного газа от 70-ти до 100%; нефти – 65%; электроснабжения – 100%; ГСМ – 80%; ж/д-перевозок – 63-100%; угля – 70%.
Таким образом, налицо новый тренд – появление госмонополий. А это влечет за собой недостижение планов по росту МСБ в экономике, высокие арбитражные риски и ухудшение бизнес-климата…
ГСМ. Эффективность госменеджмента сомнительна
Марат Омаров обратил внимание на такой ярчайший и всех буквально занимающий вопрос ГСМ. Работа по демонополизации основного, оптового поставщика ГСМ была проведена – его государству вернули.
«А теперь мы получили такую ситуацию – 80% оптового рынка ГСМ контролирует государство в лице КазМунайГаза, который доминирует в нефтяной сфере от добычи до реализации. Практически полная монополия и неэффективное управление на рынке, где по-прежнему присутствует дефицит, высокие цены, отсутствие необходимого контроля за рынком и проблемы с доступом к ресурсам» Констатировал руководитель антимонопольного ведомства
Изначально сделано все было в целях возобновления контроля на рынке, но председатель АЗРК считает, что контроль-то как раз и отсутствует.
«Вы все знаете, что буквально недавно правительство приняло вынужденное решение по повышению цен на ГСМ, на днях будут повышены цены на сжиженный газ. Эти меры мы вынуждены принимать, потому что эффективность государственного менеджмента не нашла своего подтверждения. Тяжело обеспечить контроль… Мы в свою очередь поднимаем вопросы о передаче данных активов в конкурентною среду, развитии частного предпринимательства, и в этой связи нами разрабатывались разного рода нормативно-правовые документы» Марат Омаров
В АЗРК сообщили, что для обеспечения прозрачного и недискриминационного распределения ресурсов КазМунайГаза будут приняты правила равного доступа к ключевой мощности с условиями принятия и отбора заявок. В этих же целях запланировано увеличение биржевых торгов. В связи с усилением рисков ограничения доступа к переработке нефти также будут приняты правила доступа к инфраструктуре.
Рынок лекарств. Неравный доступ и картелизация
На рынке лекарственных средств АЗРК также видит своим зорким антимонопольным оком чрезмерное присутствие государства. Также здесь присутствует госоператор в лице «СК-Фармация», являющийся единым закупщиком лекарственных средств, активно вмешивающимся в процесс ценообразования. В настоящее время, по информации ведомства, осуществляется просто тотальное государственное регулирование цен на лекарства, имеется неравный доступ и картелизация.
Однако АЗРК было инициировано поэтапное дерегулирование, и в течение 3-4 месяцев появился такой тренд на рынке лекарственных средств – цены не растут, а где-то даже и снижаются. В текущем году начался первый этап дерегулирования – это 376 безрецептурных препаратов, имеющих более 3-х производителей торговых наименований в рамках одного МНН. Следующий этап запланирован на 2023-2024 гг. – это все остальные безрецептурные препараты в коммерческом сегменте. И финальный этап в 2024-2025 гг. – дерегулирование рецептурных препаратов в коммерческом сегменте.
Хорошо бы, считает руководитель агентства, если бы этот кейс разумного поэтапного дерегулирования перешел и на другие товарные рынки.
Открыть «открытое небо»
Говоря о рынке авиаперевозок, Марат Омаров отметил, что его теперешняя структура снижает стимул для ценовой конкуренции и оптимизации расходов.
По его словам, на данном рынке доминирует группа госкомпаний – национальный авиаперевозчик и аффилированные с ним компании, которые полностью контролируют спрос и предложение. Однако вопрос разделения активов авиакомпаний с госучастием до сих пор не находит своего разрешения.
Применяемое динамическое ценообразование, как считают в АЗРК, не работает на монопольных рынках. Поэтому в текущих условиях в правительстве рассматривается вопрос об усилении режима «Открытое небо» для обеспечения большего доступа на рынок новых авиаперевозчиков.
В целом отношение антимонопольного органа к динамическому ценообразованию нормальное – ведь это общемировая практика. Но так как на монопольных рынках оно не работает, у АЗРК есть определенные требования непосредственно к отраслевому регулятору. Агентство также предлагает инициативу по регулированию динамического ценообразования.
Кому досталось 5G?
На рынке телекоммуникаций АЗРК констатирует не просто большую степень госучастия, но и процесс его увеличения. Рынок является высококонцентрированным, а доля государства на нем увеличилась до 75%. Глава агентства привел показательный пример. Недавно прошел аукцион на радиочастоты для 5G. Подобный аукцион на радиочастоты проводился в 1993 (!) году.
Как рассказал Марат Омаров, здесь была надежда на то, что будет обеспечен доступ к частотам, участие большого количества частных компаний, и в результате – произошел бы толчок для развития данного рынка.
«Но получилось так, что государство организовало аукцион, продает государственный же ресурс и продало… государственной же компании. – То есть, государство продало самому себе» Марат Омаров
Такая монополизация, конечно, ничего хорошего не приносит – произошло снижение уровня конкуренции за клиента и качества услуг. Как отметил в своем выступлении Марат Омаров, сейчас идет поток жалоб, связанный с повышением в одностороннем порядке тарифов на услуги связи. По отдельным тарифным планам стоимость увеличилась в 2 раза («Алтел» с 13 марта т.г. осуществил повышение стоимости с 9 до 18 тенге за 1 минуту разговора/SMS).
Да, доля «Казахтелекома» была возвращена государству частным акционером. «Но мы, к сожалению, – сетует глава ведомства, – не видим последующих планов: как дальше будет развиваться этот рынок? И также хотели бы эти вопросы заострить».
«Железная» монополия
Аналогичная ситуация и на рынке железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок. Национальный перевозчик грузов (КТЖ) занимает более 95% доли рынка, при этом доступ частным перевозчикам до сих пор ограничен. По информации АЗРК, картина складывается такая: оператором магистральных путей предоставлен ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других, тарифы на магистральную железную дорогу растут, идет тотальное навязывание своих подведомственных компаний.
Недавно данная госкомпания опубликовала концепцию, из которой следует, что в ее планы теперь входит осуществление и транспортно-логистической деятельности.
«То есть будут и склады строить, и портами оперировать… Но это чрезмерное участие государства в экономике и это очень тревожный тренд» Руководитель антимонопольного ведомства
По его словам, для развития конкуренции у правительства должны быть четкие планы и конкретные сроки по приватизации. АЗРК неоднократно давало и дает свои предложения по передаче тех или иных активов в конкурентную среду, но пока этих планов, к сожалению, не видно.
Yellow Pages Rule в игноре
Еще в 2019 году Указом Президента РК был введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора. А до этого, еще весной 2015 года, был принят закон, закрепляющий принципы Yellow Pages Rule – так называемые «Правила желтых страниц» – для создания эффективной защиты бизнеса от действий государственных органов, ограничивающих конкуренцию.
О них напомнил и Марат Омаров: в Предпринимательском кодексе, в статье 192-й, четко написано, что государство не должно участвовать там, где присутствует частный бизнес.
«Недавно мы провели мониторинг и пришли к выводу, что повально эта статья не работает, повально игнорируется – государство продолжает заниматься бизнесом. Национальные компании создают «эспэшки, аошки, эргэпэшки» и т.д. И в этих условиях частному бизнесу расти, расширяться, конечно, невероятно сложно» Марат Омаров
В АЗРК считают, что госорганы и государственные компании сами в первую очередь откровенно нарушают эти принципы, виды деятельности с государственным участием несанкционированно растут. Так, например, результаты анализа видов деятельности КТЖ показали, что с антимонопольным органом согласовано лишь 83 из 300 видов деятельности, то есть всего 28%.
Татьяна БИРЮКОВА