32718
Фото: Деловой Казахстан

В ожидании скорого открытия Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги группа казахстанских и иностранных журналистов, первыми после дорожников, ступила на новую трассу и проехала несколько километров по участку БАКАД. Общая же протяженность объездной дороги – 66 км, ее пропускная способность – 47 030 машин в сутки. Расчетная скорость движения по трассе составит до 150 км/ч.

Пресс-тур состоялся в рамках форума Ассоциации институтов развития Азии и Тихоокеанского региона (ADFIAP) и был организован одним из ключевых инвесторов БАКАД – Евразийским банком развития.

Давно ожидаемый алматинцами проект объездной дороги, о котором впервые был заявлено лет 15 назад, практически завершен. Как не без гордости говорят его участники, БАКАД стал первым концессионным проектом государственно-частного партнерства не только в Казахстане, но и в Центральной Азии. В его финансировании приняли участие три международных банка: ЕАБР, ЕБРР и Исламский банк развития. Общая стоимость проекта составила $743 млн, в том числе финансирование Евразийского банка – $134 млн.

Как отмечают в ЕАБР, проект БАКАД не только входит в число приоритетных направлений транспортной стратегии развития Казахстана, но и станет частью транспортного коридора «Европа – Западный Китай», который войдет в систему Евразийского транспортного каркаса. В 2020 году проект был признан транспортной сделкой года в Европе по версии PFI Awards.

Как напомнила директор ТОО «БАКАД инвестиции и операции» Айман Жанузакова, в 2015 году состоялся тендер, в котором приняли участие четыре претендента. Победителем был признан консорциум, состоящий из двух турецких и двух корейских компаний: «Алсим Аларко», «Макйол Иншаат», «СК Экоплант», «Корея Экспрессвэй». В июне 2018 они учредили ТОО «БАКАД Инвестиции и операции», которое и начало реализацию проекта. Из общей суммы финансирования 78% составили заемные средства, остальные – средства консорциума.

Построенная дорога, в соответствии с договором Концессии между Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК и турецко-корейским консорциумом «БАКАД Инвестиции и Операции», находится в собственности государства. Но управление ею на протяжении следующих 15 лет и 10 месяцев будет осуществляться консорциумом. Общий срок договора, включающий проектирование, снабжение, строительство, а также эксплуатацию и содержание дороги, составляет 20 лет, из которых 50 месяцев – строительство.

Как пояснили в ТОО «БАКАД Инвестиции и операции», в соответствии с договором концессии между МИИР РК и консорциумом, министерством уже определены предварительные тарифы за проезд по объездной дороге по всем шести категориям транспортных средств. Разовый проезд для легкового автотранспорта определен в размере 241,5 тенге. Вне зависимости от километража.

Наш проект основан на плате за доступность, которая зафиксирована договором концессии. Собранную плату за проезд будем перечислять государству на определенный счет казначейства в течение следующего дня. Там средства будут аккумулироваться. Мы же свою фиксированную плату за проезд будем получать раз в полугодие в течение всего срока управления. Если собранная полугодовая плата за проезд не будет покрывать зафиксированную договором сумму, то разница будет возмещаться государством. По истечении 15 лет дорога передается государству, которое определит ее дальнейшего оператора. За год до передачи БАКАД собственнику, в соответствии с условиями договора мы будем приводить дорогу в должное состояние. Но учитывая условия договора, подчеркну, что мы проектировали и строили дорогу так, чтобы как можно меньше возникало проблем с ремонтами и дефектами. Айман Жанузакова, директор ТОО «БАКАД инвестиции и операции»

Если говорить об уровне безопасности и комфортабельности БАКАД, то трасса оснащена камерами, метеорологическими станциями, знаками и табло переменной информации. Вся информация по трассе уже стекается в диспетчерское управление и позволяет реагировать на любое событие.

Как отмечают концессионеры, все сложности строительного, организационного периодов, а также социального характера уже позади. Дорога готова к работе и позволит решить ряд наиболее злободневных проблем Алматы. В том числе: снизить уровень загрязнения воздуха в городе; сократить транспортные заторы и время в пути; повысить пропускную способность и конкурентоспособность транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан; будет способствовать расширению региональной и международной торговли республики.

Алевтина ДОНСКИХ, Алматы

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -