Окрыленный Туркестан

23398
Фото: Алевтины Донских

Мавзолей и мечеть Ахмеда Яссави, этнопарк, туристический комплекс «Керуен-сарай», нареченный «Казахстанской Венецией», новые современные микрорайоны, ухоженные улицы сформировали «визитную карточку» Туркестана. Бережное сочетание старины и современности, гармония этники и высоких технологий – это нынешние реалии древнего Туркестана.

С недавних пор и новый аэропорт Туркестана «Hazret Sultan», первым встречающий гостей и паломников, дополнил образ города, что называется, с порога, погружая всех в его ауру. Аэропорт был построен всего за 11 месяцев и открыт 1 декабря 2020 года, когда на его взлетно-посадочной полосе приземлился первый рейс из Астаны.

Архитектурно аэропорт Туркестана наглядно демонстрирует, что стекло и бетон могут передавать национальный колорит, не хуже войлока, кожи, серебра, дерева, которые издревле отражают национальную идентичность казахов. «Воздушная гавань» города строилась «на новом месте с чистого листа», подчеркивают горожане, до этого в городе не было аэропорта. И отрадно, что, восполняя этот минус, порт не стали возводить наспех, а озаботились гармоничным вхождением «воздушной гавани» в региональный ландшафт.

Проектирование и строительство аэропорта было осуществлено в соответствии с международными стандартами турецким строительным холдингом YDA Group. В финансирование проекта по механизму ГЧП был привлечен такой международный инвестор, как Евразийский банк развития.

Капиталовложения в строительство аэропорта в Туркестане составили порядка $167 млн, из них вклад банка – $134 млн. Доля заемных средств – финансы ЕАБР – составила 80%, остальные 20% – собственные инвестиции YDA Group. Причем всего за три года заем банка вместе с процентами был погашен в полном объеме. В соответствии с проектом, аэропорт находится в государственной собственности, но его эксплуатацией занимается YDA Group. Директор дирекции по транспорту и инфраструктуре ЕАБР Бинура Рисмухамедова

По данным ЕАБР, «на этапе строительства аэропорта было создано 1500 рабочих мест, из которых 1300 были предусмотрены для граждан Казахстана. Проект позволит создать еще 750 рабочих мест на стадии производственного функционирования».

Аэропорт Туркестана успешно прошел сертификационную инспекцию Авиационной администрации Казахстана и получил возможность принимать внутренние и международные рейсы, в том числе и рейсы, осуществляющие грузовые перевозки. Длина искусственной взлетно-посадочной полосы составляет 3300 м при ширине 45 м. В аэропорту имеются парковочные места для 7 самолетов, стоянка для противообледенительной обработки воздушного судна, два телескопических трапа. Туркестанский аэродром соответствует классу В и способен принимать воздушные суда от малой авиации до Boeing 757/767.

В здании аэропорта расположились 14 стоек регистрации пассажиров, автостоянка на 88 мест, а также VIP- и CIP-залы, кафе, бутики, аптеки, салон красоты… В соответствии со стандартами IATA, терминал соответствует всем необходимым требованиям безопасности и охраны. В аэропорту используется автоматическая система сортировки багажа, включающая интегрированную многоуровневую систему досмотра, позволяющую в автоматическом режиме выявлять предметы, запрещенные к перевозке на воздушных судах.

По словам заместителя технического директора ТОО «Turkistan International Airport» Бахтияра Атажанова, пропускная способность порта составляет 450 пассажиров в час или 3 миллиона в год. В 2022 году пассажиропоток составил 371 тыс. человек. Но с учетом роста привлекательности региона, развития города, как туристического центра, роста числа паломников, стремящихся посетить знаменитый мавзолей и мечети, выход на проектную мощность близок. Несмотря на то, что пока здесь приземляются и взлетают в основном борта лоукостеров – Fly Arystan, Qazaq Air, SCAT, Туркестан уже связан авиалиниями со всеми 11 аэропортами Казахстана, со Стамбулом, Абу-Даби, Эль-Кувейтом, Ташкентом Бишкеком. Причем порядка 30% пассажиров – это иностранные туристы из Турции и соседних тюркских государств.

К слову, по данным акима Туркестанской области, в 2022 году количество посещающих город паломников и туристов достигло 1 451 тыс. человек. А за три месяца с начала этого года Туркестан посетило уже более 130 тысяч человек, что на 7,4% больше, чем годом ранее. В Туркестане действуют 57 гостиниц, мотелей, кемпингов и других объектов для проживания и обслуживания туристов. И они не пустуют. По оценкам акимата, туристическая отрасль в регионе получила новый импульс.

В начале мая ЕАБР представил проект строительства аэропорта в Туркестане на 7-м Международном форуме государственно-частного партнерства ЕЭК ООН. Как отмечают в банке, этот проект вызвал особый интерес участников форума, поскольку он обладает рядом значительных преимуществ, соответствующих показателям, предлагаемым «Методологией оценки ГЧП на благо людей в интересах достижения Целей устойчивого развития».

В частности, это такие характеристики, как развитие транспортной инфраструктуры региона, развитие его в качестве культурно-туристического центра, обеспечение социального равенства и доступности услуг для населения благодаря субсидированию тарифов на перелеты, предусмотренным приспособлениям для людей с ограниченными возможностями. Проект в Туркестане также демонстрирует его тиражируемость и масштабируемость, отмечалось на форуме ООН.

ЕАБР подчеркивает свою приверженность партнерству с государственными и частными организациями для создания подобных инновационных проектов. Встречаясь в конце прошлого года с премьер-министром Казахстана Алиханом Смаиловым, глава ЕАБР Николай Подгузов сообщил о планах инвестировать в приоритетные отрасли казахстанской экономики еще порядка 1,1 млрд долл. В первую очередь, в проекты, направленные на развитие логистической инфраструктуры, обеспечение водными ресурсами, продовольственной и энергетической безопасности, улучшение экологических показателей.

Важно подчеркнуть также, что Казахстан по количеству проектов ГЧП и объему инвестиций вошел в первую тройку портфеля ЕАБР. На казахстанские объекты ГЧП – разной стадии подготовки и реализации – в портфеле банка на конец 2022 года находилось 1350 проектов с общим объемом привлеченных и планируемых инвестиций в 1 335,9 млрд тенге.

Алевтина ДОНСКИХ, Алматы – Туркестан – Алматы

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -