Ставка – на Восточное направление

9307
Фото: ati.su

События и тренды, которые влияют на развитие рынка логистики и бизнес перевозчиков, – в нашем ежемесячном дайджесте. 

Саммит «Китай – ЦА»

19 мая состоялось ключевое событие международной повестки – саммит «Китай – Центральная Азия», в котором приняли участие председатель КНР Си Цзиньпин и президенты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Событие, безусловно, знаковое, которое определяет основной внешнеполитический курс стран-участниц на ближайшие годы. Главы государств договорились встречаться регулярно, а также активизировать общение на уровне профильных министерств.

Говорили об экономическом сотрудничестве и, конечно, о логистике. По итогам 2022 года товарооборот Китая с республиками Центральной Азии превысил $70 млрд, а за первые четыре месяца 2023 года вырос на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более $25 млрд.

Наращивать объемы взаимной торговли помогут проекты в области логистики, цель которых – увеличить связность КНР и республик ЦА. Среди других стран региона у Казахстана – наиболее развитая транспортная связь с Китаем. Особое внимание сейчас приковано к запуску казахстанско-китайской железной дороги Аягуз – Тачэн. Среди других региональных проектов отметили необходимость оперативного завершения строительства железной и автомобильной дорог Китай – Киргизия – Узбекистан. Кроме этого, договорились начать строительство автомагистрали Китай – Таджикистан – Узбекистан.

Усиление ТМТМ

Накануне саммита президент РК Касым-Жомарт Токаев провел личные переговоры с главой КНР. Было подписано 23 документа, среди которых меморандум по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и соглашение о международных автомобильных перевозках. Эти документы очертили понятный вектор развития транспортной сферы.

В подтверждение намерений президент РК принял участие в церемонии запуска строительства логистического центра Казахстана в сухом порту города Сианя. Сиань – ключевой хаб маршрута ТМТМ на территории Китая. Для развития коридора важно наращивать дополнительную инфраструктуру на всем его протяжении – этим и займутся стороны в ближайшие годы.

Товарооборот Казахстана с Китаем в 2022 году составил $31 млрд – это рекордный показатель за последние 30 лет. Президент РК наметил цель увеличить товарооборот с КНР до $40 млрд к 2030 году, в том числе расширяя номенклатуру экспорта за счет продукции сельского хозяйства. 

Хоргосский узел

Еще одна инициатива, способная усилить транспортно-логистическую связанность Казахстана и Китая – проект по созданию в Жетысуской области «Хоргосского узла». Это кластер приграничных объектов, которые помогут увеличить объемы грузоперевозок между странами за счет ускорения процедур и более удобной организации транспортировки. В кластер войдут, в частности, специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота», контрольно-пропускной пункт «Нур Жолы», железнодорожный терминал «Сухой порт».

Сотрудничество с ограничениями

Делегация Казахстана посетила Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: KazanForum» 2023. Там был подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в области транспорта и транзита. Этот документ призван дать импульс развитию перевозок по международному транспортному коридору «Север – Юг».

Рената ЗОБОВА, директор казахстанского представительства международной Биржи «ATI.SU»

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -