Является ли государственный долг поводом для опасений, как проходит приватизация, что дает цифровизация финансового сектора – эти и другие темы стали основными в интервью, которое дал «Деловому Казахстану» первый заместитель премьер-министра – министр финансов РК Алихан СМАИЛОВ.
– Алихан Асханович, правительство, да и Казахстан в целом, на сегодня имеют огромные долги. Не угрожает ли это экономической безопасности страны?
– Важно понимать, что, в целом, само по себе образование и рост государственного долга не являются негативным фактором для экономики страны. Возможность заимствования государством лишний раз подтверждает наличие доверия со стороны инвесторов к суверенным инструментам привлечения заемных средств на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала.
Государственное заимствование, являющееся причиной образования госдолга, это необходимый процесс, требуемый для поддержания финансовой обеспеченности и сбалансированности бюджета, а также основной ориентир (бенчмарк) для долгового рынка страны. Политика эффективного управления долгом и рисками долга строится на основе поддержания долга на безопасном уровне с точки зрения относительных параметров. Объем долга не является поводом для опасений, если показатели устойчивости долга соблюдаются в условиях принятых макроэкономических и бюджетных параметров, соответствующих экономическому росту страны.
Стратегическими документами страны установлены определенные индикаторы, в соответствии с которыми осуществляется непрерывный мониторинг устойчивости долга и его поддержания на экономически безопасном уровне, в частности, индикаторы предусматривают, что: госдолг не должен превышать 50% от ВВП (на 1 июля т.г. госдолг составил 22,9% к ВВП); расходы бюджета на погашение и обслуживание долга не должны превышать 15% от доходов бюджета (за 2018 г. расходы составили 12,2% от доходов); верхний предел госдолга и долга квазигосударственного сектора должен составлять в совокупности не более 60% к ВВП (на 1 июля т.г. долг составил 43% к ВВП).
Кроме того, правительство ежегодно осуществляет согласование объемов внешнего заимствования квазигосударственного сектора через установление лимитов долга для крупных субъектов данного сектора. Все эти меры позволят поддерживать государственный и квазигосударственный долг в приемлемых объемах, не создающих негативных рисков для устойчивого развития страны.
– В стране идет приватизация. Это уже не такой эмоционально заряженный процесс, как был в 90-х годах: все расписано, упорядочено, объявлено. Каков интерес инвесторов к предлагаемым объектам (пакетам), каковы процедуры, доступность, основные механизмы реализации и какова результативность?
– В настоящее время Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы включает перечень из 864 объектов республиканской, коммунальной собственности, нацхолдингов, нацкомпаний и социально-предпринимательских корпораций, который периодически пересматривается. Процедуры приватизации полностью прозрачны и соответствуют таким принципам, как гласность, конкурентность, правопреемство.
Реализация объектов осуществляется различными способами, которые определяются комиссионно, с учетом их особенностей: торги; передача в доверительное управление с правом последующего выкупа в электронном формате на веб-портале Реестра государственного имущества; конкурс путем двухэтапных процедур; прямая адресная продажа на определенных условиях стратегическому инвестору по решению правительства. По объектам нацхолдингов и нацкомпаний дополнительно применяется реализация через фондовые биржи, а также посредством IPO/SPO.
На веб-портале Реестра государственного имущества действует единая электронная торговая площадка по принципу «одного окна» для продавцов и покупателей, где размещена информация по объектам продажи, цены, результаты торгов и другие сведения на государственном, русском и английском языках. Информация на веб-портале общедоступна и ежедневно актуализируется. Действуют мобильные приложения на Аndroid и IOS, функционирует call-центр.
На сегодняшний день из 864 объектов Комплексного плана приватизации реализовано и передано в конкурентную среду 499 объектов различных сфер деятельности на сумму 542,8 млрд тенге, в том числе: 54 объекта республиканской собственности на 65 млрд тенге; 250 объектов коммунальной собственности на 64 млрд тенге; 104 объекта нацхолдингов и нацкомпаний на 406,8 млрд тенге; 91 объект СПК на 7 млрд тенге.
Кроме того, 293 объекта направлено на реорганизацию и ликвидацию, что также является одним из способов сокращения участия государства в экономике. На реализацию осталось 72 объекта, из которых 33 находятся на торгах и 39 – на предпродажной подготовке. Исполнение плана приватизации, включая реорганизуемые и ликвидируемые объекты, на текущую дату составляет 91,7%.
Средства от приватизации, согласно законодательству, направляются: от объектов республиканской собственности – в Национальный фонд (до внесения поправок в Бюджетный кодекс в июле 2017 г. направлялись в республиканский бюджет); от объектов коммунальной собственности – в местные бюджеты; от активов нацхолдингов и нацкомпаний с прямым госучастием – в Нацфонд либо на погашение обязательств перед Нацфондом (до внесения поправок в Бюджетный кодекс в июле 2017 г. оставались в распоряжении нацхолдингов и нацкомпаний); от объектов СПК остаются в их распоряжении.
Из общей суммы 542,8 млрд тенге от реализации объектов Комплексного плана приватизации: 42 млрд тенге поступило в госбюджет/Нацфонд; 161,7 млрд тенге направлено на досрочное погашение обязательств перед Нацфондом (АО «ФНБ «Самрук-Казына»); 201 млрд тенге остались в распоряжении нацхолдингов, нацкомпаний и СПК; 50,1 млрд тенге от продажи активов нацхолдингов и нацкомпаний в текущем году будет распределен по результатам подведения итогов года; 88 млрд тенге поступят в госбюджет/Нацфонд по окончании сроков доверительного управления.
Что касается прогноза по поступлениям, то необходимо отметить, что процесс реализации крупнейших активов нефтегазового, энергетического и транспортного секторов и самих национальных компаний, представляющих наибольший интерес для бизнеса и инвесторов, в том числе зарубежных, только начался, и продолжится в 2020 году.
Передача в конкурентную среду крупнейших компаний будет осуществляться посредством IPO их акций до 25% от общего количества. Это такие компании, как АО «Эйр Астана», АО «Казахтелеком», АО «НК «КазМунайГаз», АО «Казпочта», АО «НК «Қазақстан Темір Жолы», АО «НАК «Казатомпром».
Окончательные сроки размещения акций, объемы размещения и торговые площадки будут определены с учетом финансового состояния компаний, ситуации на рынке и ожиданий инвесторов, что затрудняет прогнозирование поступлений.
Еще по 3 крупнейшим компаниям горнорудной, электроэнергетической отраслей и авиации планируется реализация стратегическому инвестору (АО «НГК «Тау-Кен Самрук», АО «Самрук-Энерго», АО «QAZAQ AIR»).
Проводится последовательная работа по дальнейшему сокращению доли участия государства в экономике и оптимизации госорганизаций, по итогам которой будут сформированы дополнительные перечни объектов, предлагаемых в конкурентную среду.
– Минфин не остается в стороне от цифровизации процессов: электронная отчетность, декларирование, таможенный контроль, запуск информационной системы. Если смотреть в целом, какие направления работы министерства уже оцифрованы, какие при этом ставились цели и каковы результаты?
– Министерство финансов нацелено на сокращение доли теневой экономики и соответствующего увеличения налоговых поступлений в бюджет, где главным инструментом является внедрение национальной системы прослеживаемости товаров. Первоначальный этап прослеживаемости реализуется в информационной системе «АСТАНА-1», которая позволяет совершение таможенных операций в электронной среде.
Уже сегодня мы видим преимущества внедрения электронного таможенного декларирования. С момента внедрения ИС «АСТАНА-1» выпущено более 1,5 млн таможенных деклараций, из которых более 1,2 млн деклараций (80,2%) выпущено в автоматическом режиме за одну минуту.
Далее мы внедрили физическую маркировку товаров в целях защиты от контрафактной продукции и выравнивания конкурентных условий бизнеса.
Успешно проведенная нами в 2017 году в пилотном варианте маркировка меховых изделий позволила выявлять налогоплательщиков, занижающих порог для применения льготного налогообложения.
Еще одно новшество, которое, думается, по достоинству оценил бизнес, это внедрение ИС «Электронные счета-фактуры». В этом году мы уже будем вводить электронные договоры, накладные на товары и акты выполненных работ. Все эти технические новшества позволят бизнесу перейти на новый уровень безбумажной формы работы, исключив затраты на почтовые и канцелярские расходы по внутреннему документообороту бизнеса.
В настоящее время все плательщики НДС с 1 января 2019 года в обязательном порядке выписывают электронные счета-фактуры. Завершающим звеном в системе прослеживаемости товаров от импорта или производства до розничной реализации стало применение онлайн– контрольно-кассовых машин, которые фиксируют сведения торговой выручки и передают их на сервер органов государственных доходов в онлайн-режиме.
– Что это даст?
– На мой взгляд, это стимулирует развитие отечественной IT-отрасли, создание мобильных онлайн-ККМ в виде приложения на смартфоне, вследствие чего стоимость контрольно-кассовых машин снизилась. Добавлю, что сведения по электронным счетам-фактурам, онлайн-ККМ, информации из мобильных приложений, а также данные налоговой отчетности и таможенных деклараций формируют единую базу данных (Big Data).
В декабре прошлого года нами была запущена «Система управления рисками», основанная на программном обеспечении бизнес-аналитики, которая позволяет осуществлять интеллектуальный анализ данных, идентифицировать скрытые закономерности и аномалии. По итогам 9 месяцев, благодаря ей, в бюджет дополнительно поступило 102,5 млрд тенге. В том числе с начала 2019 г. – 54,8 млрд тенге. Также удалось выявить 163 участника госзакупок, имеющих взаиморасчеты с неблагонадежными налогоплательщиками.
С января 2018 года нами разработана ИС «Интегрированная база данных», которая позволяет провести интеграцию систем КГД с системами государственных и уполномоченных органов. Уже сейчас мы работаем по интеграции с госбазами данных физлиц, юрлиц, земельным регистром, регистром недвижимости.
Также мы ввели подсистему «Местные налоги», с помощью которой рассчитываем налог на имущество и земельный налог для физлиц и отправляем им SMS-уведомления об уплате местных налогов.
Интеграция ведется и с негосударственными базами данных, в том числе с банками второго уровня. К примеру, с Kaspi банком мы договорились о внедрении сервиса предстоящих налоговых платежей. То есть физлица смогут узнавать предстоящую сумму налога до наступления ее срока оплаты, чтобы затем ее можно было оплатить по готовым реквизитам, и уже с 9 сентября с помощью этого сервиса поступило порядка 48 млрд тенге. До конца текущего года такая услуга появится и в Народном банке.
К слову, до конца текущего года планируем запустить Электронный кошелек налогоплательщика (Налоговый кошелек), чтобы упростить оплату налогов и исключить некорректные платежи. Плюс этого новшества в том, что платежи будут автоматически разноситься в бюджет, причем у физлиц и индивидуальных предпринимателей есть возможность альтернативной оплаты налогов через Налоговый кошелек.
Также ввели «Единое окно по экспортно-импортным операциям», благодаря чему участники ВЭД смогут получать все необходимые разрешительные документы для ввоза и вывоза товаров, а также таможенные услуги в электронном виде. Развитие портала госзакупок позволило повысить их прозрачность и открытость, существенно расширило конкурентную среду. Благодаря высокой конкуренции экономия по госзакупкам за прошедший год составила 311 млрд тенге. За 9 месяцев текущего условная экономия составляет 317 млрд тенге. А экономия бизнеса от автоматизации процедур госзакупок за 9 месяцев т.г. составила порядка 13 млрд тг., которая складывается за счет исключения затрат, связанных с услугами почты, командировочных и т.п.
Также министерством ведется автоматизация процессов бюджетного планирования в рамках проекта «Развитие информационной системы государственного планирования». Сегодня бюджетная заявка и вся подтверждающая информация вносятся в обязательном порядке на бумаге, что увеличивает срок сбора данных и появление большого количества ошибок на каждом уровне формирования бюджетной заявки.
Теперь процесс бюджетного планирования будет полностью переведен в электронный формат. Планируется автоматизировать 42 бизнес-процесса.
В целом министерством планируется выстроить единый сквозной бизнес-процесс, начиная от планирования бюджета в ИСГП, проведение госзакупок в системе ЭГЗ, и в исполнении бюджета в системах казначейства. И завершающий этап – камеральный контроль и формирование отчетности в «е-Минфин».
Также необходимо отметить и цифровизацию процессов оказания госуслуг министерством. Как известно, глава государства поручал правительству обеспечить перевод в электронный формат 80% госуслуг в 2019 году и не менее 90% – в 2020. Так, на сегодняшний день министерство оказывает 51 вид госуслуг, из них 40 услуг, или 78,4%, оказываются электронно. До конца 2019 года планируется перевести в электронный формат еще три услуги. Это позволит министерству достичь показателя в 84%. В 2020 году планируется перевести 5 услуг, что составит 94% услуг, оказываемых в электронном виде. Министерство финансов намерено продолжить работу по оцифровыванию инструментов для эффективного фискального администрирования.
– Если посмотреть на работу с другой стороны. Например, что это дает бизнесу, участникам ВЭД? Позволяет ли оцифровка избежать застарелых проблем, связанных с человеческим фактором? Как известно, компьютер взятку не попросит и в коррупционную схему не втянет…
– Как вы знаете, услуги брокера – платные. Поэтому можно говорить о сокращении расходов участников ВЭД. Внедрение электронного таможенного декларирования «АСТАНА-1» позволило создать более благоприятные условия бизнесу и сократить время таможенной очистки с 1 дня до одной минуты. С 2010 года на треть сократилось количество брокеров с 850 до 250 единиц.
Автоматизация процесса таможенного декларирования позволила УВЭД экономить средства на СВХ, брокеров, консультантов. Также она исключила иные административные ресурсы, которые требовали значительных затрат при бумажном декларировании. Такие, как распечатка декларации со всеми предшествующими документами, дорожные расходы, физическое ожидание очереди, подача, выпуск декларации и т.д.
В целом, за счет внедрения в 2018 году ИС «АСТАНА-1» произошло сокращение временных и финансовых затрат и бизнес сэкономил 77,7 млрд тенге. Согласно опросу участников ВЭД, из-за упрощения декларирования порядка 20% высвободившихся денежных средств вложено в товарооборот, а это порядка 65 млрд тенге. Более 30% УВЭД отказались от услуг брокеров и сэкономили 17,7 млрд тенге, на 10% снизились административные расходы, расходы по услугам перевозчиков.
Проводимая нами работа по цифровизации госуслуг получила положительную оценку международных экспертов при прохождении таможенных процедур. Так,мы поднялись: по рейтингу «Doing Business» «Международная торговля» на 21 позицию (со 123 на 102 место); рейтингу «ГИК ВЭФ» «Обременительность таможенных процедур» на 15 позиций (с 79 на 64 место); рейтингу «LPI» «Эффективность работы таможенных органов» на 21 позицию (с 86 на 65 место).
До конца года мы планируем ввести ИС «АСТАНА-1» в промышленную эксплуатацию. Создан чат в мессенджере «Телеграм», где оказываются консультации по технической поддержке для УВЭД и декларантов. Из Таможенного кодекса исключено представление на бумажном носителе документов при подаче декларации на товары.
– В своем первом послании президент страны отметил, что, несмотря на проводимую Минфином оптимизацию государственных закупок, необходимы меры законодательного характера. По его словам, госзакупки таят в себе огромный резерв (по некоторым подсчетам, до 400 млрд тенге в год), который мог бы пойти на решение острых социальных вопросов. Какие меры предпринимает министерство в вопросах упорядочения процессов госзакупок?
– Резервы, о которых говорил глава государства, кроются в экономии бюджетных средств по итогам госзакупок. То есть в положительной разнице между выделенной суммой и фактически потраченной суммой на государственную закупку. Экономия, в первую очередь, возникает благодаря наличию широкой конкурентной среды. В этих целях нами на постоянной основе проводится соответствующая работа.
Первое – это обеспечение прозрачности и открытости процессов госзакупок.
На сегодняшний день все госзакупки переведены в электронный формат, при этом все сведения о них находятся в открытом доступе. Введено электронное обжалование, и теперь обжаловать действия заказчика, восстановить нарушенные права можно, не выходя из офиса. Статус рассмотрения жалобы и его результаты также можно проследить на веб-портале. Этот функционал показал эффективность в части восстановления нарушенных прав поставщиков, учитывая, что больше половины жалоб удовлетворяются.
Значительное увеличение, почти в 10 раз, количества жалоб свидетельствует об улучшении прозрачности. Контроль соблюдения законодательства о государственных закупках также теперь осуществляется в онлайн-режиме, это позволило существенно расширить охват. При этом широко используется автоматическая система управления рисками.
Этот механизм носит превентивный характер, так как заказчикам предоставляется возможность оперативно устранять нарушения в момент их допущения. Также введен институт предварительного обсуждения конкурсной документации. Все желающие участвовать в госзакупках могут предварительно изучить конкурсную документацию и направить заказчику свои вопросы и замечания. Вместе с тем поставщикам предоставлено право исправить ошибки в своей заявке. Все это позволило нам увеличить конкурентную среду в госзакупках. Так, среднее количество заявок на 1 конкурс увеличилось с 1-2 до 4-5, а максимальное количество доходит до 60.
Второе – это снижение доли госзакупок из одного источника. С 1 января 2019 года исключено 5 оснований, для закупок из одного источника путем прямого заключения. Установлена обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся. Ранее, если закупка не состоялась, то дальше можно было осуществлять такие госзакупки из одного источника. В связи с этим доля госзакупок из одного источника снижена с 72% в 2018 году до 49% по итогам 9 месяцев 2019 г.
В результате проведенной работы обеспечивается устойчивый рост ежегодной экономии в госзакупках, несмотря на относительно стабильный объем госзакупок. Если в 2015 году экономия составляла 50 млрд тенге, то в 2018 году уже 311 млрд тенге, на данный момент она составляет 319 млрд тенге.
В этом году мы также проводим работу по сокращению доли закупок из одного источника. Планируются изменения в закон «О госзакупках», где, в том числе, будут сокращены закупки из одного источника малоценных товаров, работ, услуг.
Надо отметить, что пока не исключены злоупотребления основаниями для закупок из одного источника. Для их недопущения на веб-портале будет установлен автоматический контроль, который обяжет заказчика проводить такие закупки в конкурентной среде. В этих целях будет вестись Реестр заказчиков и поставщиков, которые вправе заключать договоры из одного источника. Все эти меры позволят обеспечить добросовестную конкуренцию, увеличить экономию, которую, как сказал президент в своем обращении, можно направить на решение социальных вопросов.
Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА, Астана