Обращение руководства Казахстана к китайским инвесторам с предложением активнее участвовать в развитии Транскаспийского транспортного коридора находит положительный отклик.
В последние годы ТМТМ приобретает все большее стратегическое значение для Казахстана и Китая. Поэтому Китай в рамках инициативы «Один пояс, один путь» оказывает поддержку развитию этой транспортной артерии. Она включает как финансовую помощь, так и создание специальных льготных тарифов для грузоперевозчиков по всему маршруту Среднего коридора, пролегающего из Китая через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.
Напомним, что в мае т.г. президенты РК и КНР подписали меморандум о развитии ТМТМ. Сейчас готовится соглашение между Казахстаном и Китаем по его развитию, которое предусматривает упрощение таможенных процедур и утверждение гарантированных объемов перевозок на маршруте.
Так, по данным ЕБРР китайской компанией Lianyungang Asia Euro B&R Supply Chain Base Limited учреждена казахстанская компания Eurasia Supply Chain Aktau специально под проект создания бондового склада «Актауская база Евразийской цепочки поставок». Банк предоставил под проект кредит в размере 14 млн долларов казахстанской компании сроком на 8 лет. Проект, стоимостью 22 млн долларов, будет реализован в четыре этапа.
«Средства кредита будут использованы для финансирования строительства бондового логистического склада со сборочным и перерабатывающим производством в СЭЗ «Морпорт Актау» ЕБРР
Актауская база Евразийской цепочки поставок в порту Актау будет оказывать не только логистические услуги. Здесь планируется построить сборочные и перерабатывающие производства. Кроме того, будет осуществляться и трансграничная торговля.
Создание базы интегрированных цепочек поставок «Ляньюньган – Каспийское море» в качестве трансграничной логистической инфраструктуры в будущем сыграет важную роль в распределении и транзите товаров, развитии международной торговли между экономической зоной дельта реки Янцзы и Каспийским регионом с выходом на страны Центральной и Восточной Европы.
В портах Ляньюньган и Актау планируется строительство бондовых складов, цехов по производству и переработке товаров, а также международных железнодорожных контейнерных терминалов.
По словам учредителей проекта, это обеспечит его стабильность и коммерческую эффективность. В перспективе сферу деятельности предприятия хотят расширить. Как ранее отмечал Сунь Ванпин, президент Ace Group, в будущем, после реализации проекта, компания намерена использовать выгодное географическое положение Актау, чтобы поезда Китай – Европа отправлялись по Каспийскому морю.
«Эти поезда будут отправляться не только из Ляньюньгана, но и из других пунктов в Китае. Через Актау по Каспию будут направляться в Баку, далее – в международный порт, и оттуда – в Европу» Сунь Ванпин
В свою очередь руководитель канцелярии по международным делам Народного правительства КНР Хуэй Цянь ранее отмечал, что строительство в Актау базы интегрированной цепочки поставок поможет двум городам развивать свои логистические ресурсы, стимулировать баланс перевозок в направлении запада и востока.
«Этот проект будет развивать новые связи между экономиками Восточной Азии и Каспийского моря, предоставляя производителям из обоих регионов лучший доступ к международным рынкам» ЕБРР
Кроме того, китайская компания Shanghai Ace Investment & Development Co ltd тоже планирует инвестировать в ТМТМ. В рамках реализации программы «Один пояс, один путь» генеральный директор Батумского морского порта Улан Тлеугали и Сунь Ванпин обсудили возможности перевалки и развития маршрутов поставок на Черное море. В том числе возможности инвестирования в транспортную инфраструктуру.
К слову, общий объем перевалки грузов за 2022 год Батумского нефтяного терминала составил 7,6 млн тонн, что выше аналогичного показателя за 2021 год на 1,3 млн тонн. Контейнерный терминал в 2022 году перевалил 119 тыс. TEU, что на 20 тыс. TEU больше показателя годом ранее. Увеличение произошло за счет перенаправления контейнерной линии COSCO из порта Поти в порт Батуми и увеличения рынка автомобилей из США.
Перспективы двустороннего сотрудничества по созданию терминальных мощностей в текущем году обсудили и представители АО «Кедентранссервис» и компании Shanghai Ace. Стороны выразили заинтересованность в рассмотрении возможности организации комплексных логистических продуктов для транзитных и экспортных грузов, следующих из КНР и Казахстана, с дальнейшим выходом через иранские терминалы порта Бандар Аббас.
Наталья БУТЫРИНА, Актау