Дешевые не значит кредитные

62590

Сможет ли снижение базовой ставки запустить кредитование экономики?

В новом Послании президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу раскрутить рост экономики, а для этого нужны соответствующие условия, и прежде всего, дешевые деньги. В августе Национальный банк снизил базовую ставку с 16,75 до 16,5%. Годовая инфляция снижалась пять месяцев подряд и в августе упала до 13,1%, что дало Национальному банку моральное право снизить ставку. Но снижение было недостаточным, ведь на 16,5% банки накручивают свою маржу и выдают экономике более дорогие деньги. Сейчас банки кредитуют реальный сектор выше 20% годовых.

Освоить и получить отдачу на такой кредитный процент могут не все отрасли экономики. Чтобы кредит оправдывался и бизнес чувствовал себя более-менее защищенным, нужны снижение базовой ставки и хороший разгон экономики. Пока по поводу роста экономики есть разные мнения. В январе-июле этого года производство ВВП выросло на 5,3%.

Президент поставил задачу увеличить рост ВВП до 6-7%. В очередном докладе о денежно-кредитной политике Национальный банк ожидает сохранения ВВП на уровне в 4,2-5,2%. Агентство Standard&Poor’s, подтвердив суверенный рейтинг Казахстана на уровне «BBB-/А-3», прогноз «Стабильный», в целом прогнозирует рост экономики Казахстана на уровне 4% в 2023-2026 годах.

Каков будет рост?

Скептицизм экспертов просчитывается легко. Помимо дешевых денег для роста ВВП нужна хорошая производственная база – чтобы экономика двигалась не только за счет активности застройщиков благодаря льготной государственной ипотеке и «пухнущего» от денег сырьевого сектора, но и других секторов экономики.

Большую роль в росте ВВП играет внутренний спрос населения на товары и услуги. Национальный банк называет основным драйвером внутреннего спроса дальнейшее субсидирование экономики и населения и положительную динамику зарплат на фоне замедления инфляции, когда цены растут не так быстро и у населения появляются «лишние» деньги. Но менее быстрый рост цен в условиях, когда полстраны живет в долг и оплачивает несколько кредитов, вряд ли резко повысит спрос на товары и услуги. Свою лепту в уменьшение возможностей казахстанцев делать новые покупки внесло повышение в начале лета коммунальных тарифов. Свободных денег у населения становится все меньше, основные траты идут на питание, продукты повседневного спроса, коммунальные услуги, одежду, кредитное обслуживание. Ждать в этих условиях расширение общественного спроса вряд ли нужно. Тем более в условиях, когда правительство продолжает программы субсидирования населения, малого и среднего бизнеса – такие деньги помогают сектору услуг повышать свои цены, так как правительство оплачивает платежеспособный спрос населения. 

Кто в выигрыше?

Дальнейший курс на снижение базовой ставки окажет хорошую услугу бизнесу, так как кредиты станут доступнее. Но станет ли от этого лучше экономике? Большую долю в ВВП занимает торговля, и снижение кредитных ставок поможет расширить торговые операции, импорта станет больше. Расширение кредитного рефинансирования может привести к увеличению потребления и к росту цен на товары и услуги, что негативно скажется на инфляции.

Банки тоже расширят свой бизнес – население и МСБ станут больше кредитоваться в период сниженных кредитных ставок. И напрасно было бы думать, что более дешевые деньги не скажутся на валютном курсе. Денег в системе станет больше, и валютные спекулянты поднимут головы. Когда большой период времени тенге никуда не двигался и наконец появилась возможность для его роста – спекулянты начнут атаки на тенге. Уже сейчас видно, как дешевеет национальная валют относительно доллара.

С 1 по 11 сентября биржевой курс тенге к доллару ослаб с 456,58 до 462,62 за доллар. Если ситуация будет и дальше развиваться в эту сторону, то импортеры получат даже не вилку, а рогатину. Покупать валюту станет дороже, цены на импорт станут расти, спрос на импорт начнет снижаться. Компенсировать падение спроса за счет подешевевших кредитов будет непросто. Не понятно, как все это скажется на результатах экономики к концу года.

Правительство и Национальный банк добиваются снижения цен, и в том числе с этой целью снижается базовая ставка. Но одновременное ослабление тенге к доллару делает более дорогим импорт и повышает стоимость ввозимых товаров в условиях, когда внутреннего производства не хватает для снижения зависимости от импорта. В выигрыше остаются экспортеры, у которых вырастут доходы в пересчете на тенге, и финансовый сектор, который покажет рекорд доходов от переоценки валютной позиции, что позволит начислить высокие дивиденды по итогам года.

Показатели экспортеров и финансистов принесут в бюджет хорошие налоги, и у государства будет больше средств на расходы. За счет этого можно меньше занимать и меньше тратить на обслуживание долга. Если это конечная цель правительства – тогда понятно, зачем одновременно снижается ставка и растет доллар. Если же началась игра валютных спекулянтов, то Национальному банку надо держать руку на пульсе, чтобы инвесторы в доллары не сильно увлекались игрой против тенге и не создавали девальвационную ситуацию.

Есть ли стимул?

Пока что видна явная позиция Национального банка на снижение базовой ставки и перезапуск кредитования экономики. Как затем проявится снижение ставки, будет видно по динамике валютных торгов и кредитной статистики. Национальный банк намерен снизить интерес коммерческих банков к покупке доходных и безрисковых государственных облигаций через введение налога на прибыль по таким операциям и тем самым стимулировать банки больше выдавать кредитов экономике.

Вполне возможно, что меры будет недостаточно для активизации такого кредитования. Банки с лихвой могут заменить потерянные доходы от покупки госбумаг валютными спекуляциями. Кредитные риски остаются высокими. Если к тому же реализуется сценарий слабого роста экономики, бизнесу будет невыгодно наращивать долги. Банки смогут и дальше зарабатывать на розничном кредитовании, при том, что Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК вновь поднимает вопрос снижения закредитованности населения. Из-под сукна вновь достали весенний законопроект о снижении эффективной базовой ставки с 56 до 44%.

Но доступность розничного кредитования – лишь на руку банкирам. Это маржинальное и менее рисковое, чем для МСБ, кредитование. Снижение эффективной ставки увеличит спрос на розничные кредиты. Выстраивание кредитного пути, когда банки начнут выдавать искомое, больше похоже на строительство лабиринта со множеством неизвестных, ведь банки – такой же бизнес, как производство, торговля или услуги связи, и работать под диктовку вряд ли будут.

Анна ЧЕРНЕНКО

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -