На пути к нации инженеров

73821

Сегодня повышен спрос на технические и инженерные специальности, необходимые для обеспечения экономического роста. Для своевременного следования трендам и перспективам развития отраслей, согласно разработанному «Атласу новых профессий и компетенций Казахстана», образовательная система вузов готовит кадры на опережение.

Как заявил глава государства, «мы должны стать нацией инженеров, конструкторов, агрономов и программистов». Но сегодня отмечается дефицит многих технических кадрах, в частности, в металлургии, энергетике, нефтегазовой отрасли.

Председатель правления – ректор Восточно-Казахстанского технического университета имени Д. Серикбаева Сауле РАХМЕТУЛЛИНА рассказала о новых образовательных программах и подготовке инженерных кадров для страны. 

– Сауле Жадыгеровна, какие новые образовательные программы появились в вузе?

– По словам министра науки и высшего образования РК Саясат Нурбека, «впереди те страны, которые научились работать в будущее». Мир стоит на пороге новой научно-технологической революции. А это: использование искусственного интеллекта, появление Chat GPT, изменения в энергетике.

При разработке образовательных программ (ОП) университет опирается на «Атлас новых профессий и компетенций Казахстана». К примеру, у нас разработана и реализуется совместная образовательная программа «Медицинский инжиниринг (Медицинская техника)» с Медицинским университетом города Семей.

Уникальность ее заключается в отсутствии в Казахстане подобных программ, формирующих знания и компетенции по эксплуатации, ремонту, обслуживанию и проектированию медицинского электронного и роботизированного оборудования лидирующих мировых фирм-производителей медицинской техники в соответствии с международными стандартами. Таким образом, осуществляется подготовка высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов с учетом потребностей лечебных учреждений и научно-исследовательских центров здравоохранения РК.

А в ответ на запрос одной из крупнейших агрокомпаний области – Опытного хозяйства масличных культур университет разработал образовательную программу подготовки специалистов нового профиля «Цифровые агросистемы». Она направлена на подготовку специалистов по цифровизации сельского хозяйства, умеющих использовать инструменты программного языка при решении производственных задач, выполнять анализ данных, выявлять тенденции на рынке сельхозпродукции. Более того, новые знания позволят разрабатывать мобильные приложения для различных нужд агросектора.

Образовательные программы «Транспорт, транспортная техника и технологии» и «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта», реализуемые на базе открытой недавно с помощью китайских специалистов Мастерской Лу Баня, отвечают современным требованиям в области изучения электромобилей, гибридных автомобилей и продвижения интеллектуальных технологий автомобилей, которые открывают новые возможности для студентов.

Магистерская образовательная программа «Возобновляемые источники энергии» разработана совместно с Университетом Делавэра (США).

А «Social медиа маркетинг» – это совместная образовательная программа с Международным университетом информационных технологий (Алматы). Она ориентирована на профессиональный социальный заказ с учетом современных тенденций формирования цифровой экономики и складывающейся рыночной потребности в подготовке конкурентоспособных специалистов, владеющих компетенциями и практическими навыками маркетолога-аналитика, журналиста, PR-специалиста и опытного пользователя социальных сетей в одном лице.

Стоит отметить и программу «Инновационное управление безопасностью при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», которая является новой образовательной программой в РК, направленной на повышение эффективности подготовки специалистов по ЧС за счет внедрения инновационных технологий и программных продуктов. В ее рамках реализуется проект программно-целевого финансирования на тему: «Исследование лавинной активности в Восточно-Казахстанской области для разработки систем мониторинга и научного обоснования их размещения» (2023-2025 гг.). 

– Подготовка инженеров намного затратнее, чем, например, специалистов гуманитарного профиля. Как материально-техническая база вуза способствует подготовке современных специалистов?

– Технические кадры – это, прежде всего, компетентные преподаватели, высокотехнологичная материально-техническая база, лабораторное оборудование и правильный контент. 

У нас школы сформированы так, что при каждой из них имеется один или несколько центров компетенций и трансферта технологий (ЦКиТТ), которых в настоящее время 12, плюс 34 лаборатории и четыре филиала на производстве.

Кроме того, в лабораториях ученые университета реализуют проекты коммерциализации по заказу предприятий в различных областях, например, в таких как «машиностроение», «новые материалы» и «медицинские изделия».

Наш вуз стал единственным университетом в Центральной Азии, который реализует концепцию инженерного образования на основе международных стандартов и инициативы CDIO, наряду с техническими университетами Великобритании, США, Австралии. Участие в этом проекте позволило нам разработать модель практико-ориентированного обучения, направленную на приобретение у студентов личностных, межличностных и профессиональных компетенций.

В настоящее время на машиностроительных предприятиях востребованы специалисты с навыками работы на станках ЧПУ. В связи с этим, рабочая учебная программа «Механика и металлообработка» разработана с применением элементов CDIO посредством выполнения сквозного проектирования. Студенты создают трехмерную модель детали, разрабатывают технологический процесс, проектируют технологическую оснастку, пишут программу для ЧПУ станка, размещенного в Центре компетенций SMART Engineering, проверяют соответствие параметров изделия исходной модели и проводят экономический расчет при создании нового продукта.

А для удовлетворения потребности стройиндустрии в умении применять BIM-технологии информационного моделирования процесс обучения предусмотрен в нескольких этапах. Так, студенты программы «Строительство» выбирают реальный проект в проектном бюро, затем в центре «ВIM-технологии в проектировании» обучаются проектированию, в лаборатории «Архитектурная и строительная физика» проходят разделы по инсталляции, звукоизоляции и теплоизоляции и т.д.

Напомним, что на базе Международной школы инженерии в прошлом году открыта Мастерская Лу Баня в рамках соглашения, подписанного между ВКТУ и Тяньцзиньским профессиональным институтом (КНР). Мастерская представляет собой уникальную лабораторию по изучению автомобилей с бензиновым двигателем, электромобилей и гибридных автомобилей, а также автомобильных SMART-технологий.

Проект предполагает не только академическую направленность, но и научно-исследовательское сотрудничество. Так, планируется реализация научных проектов по разработке новых анодов для литий-ионных батарей нового поколения, обеспечивающих сверхвысокую емкость, что способствует развитию транспортной промышленности в экстремальных условиях эксплуатации, а также по разработке малой транспортной техники дорожно-коммунального назначения с электрическим приводом, адаптированной к зимним условиям эксплуатации в Казахстане.

Безусловно, наращивание материально-технической базы университета играет важную роль в подготовке квалифицированных кадров для решения задач индустриального развития региона. Улучшение условий обучения и наличие современного оборудования позволяют студентам получить актуальные знания и навыки, необходимые для успешной карьеры в индустрии.

– Что в планах по направлению подготовки инженерных кадров?

– Быстрое изменение мира в условиях BANI мира ставит перед инженерами серьезные задачи. Поэтому перспективным для формирования и усиления исследовательских компетенций является внедрение IROS и создание Казахстанско-Немецкого НИИ науки и технологий. Создание такой структуры по трансферу немецкого передового опыта для промышленных горнодобывающих, геологических компаний ВКО позволит продвинуться нашим ученым в исследованиях альтернатив добычи сырья, энергетических технологий, материалов и процессов переработки, внедрения новых технологий в горнодобывающую отрасль. Вместе с тем этот перспективный международный проект очень важен для приобретения научно-исследовательских компетенций наших обучающихся.

Среди других проектов – внедрение искусственного интеллекта во всех направлениях деятельности. В ближайших планах – разработка и запуск двудипломных образовательных программ с одним из крупнейших вузов Малайзии «College of engineering university teknologi MARA».

Следующий перспективный проект – создание Центра компетенции «AI for industry» с участием партнеров из Китая, Малайзии, Германии, на базе школы цифровых технологии и искусственного интеллекта. Другой перспективный проект – создание Казахстанского инжинирингового центра применения и совершенствования автомобильных интеллектуальных технологий Smart Driving Technologies (AI) по использованию искусственного интеллекта в управлении автомобильным транспортом и в организации дорожного движения на базе трехстороннего соглашения. В текущем году китайские коллеги предоставят ВКТУ дополнительное оборудование и смарт-автомобили.

А нашими перспективными партнерами в области атомной и альтернативной энергетики сегодня, наряду с научно-исследовательскими университетами России, выступают университеты Франции, и мы планируем укрепить и расширить связи в этом направлении.

Ольга СИЗОВА, Усть-Каменогорск

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -