Нацфонд как индикатор завышенных аппетитов

11580
Фото: freepik.com

Как сломать практику избыточных расходов и завышенных планов по налогам.

Использование средств Нацфонда остается горячей темой последнего времени. Экспертов беспокоит бесконтрольный характер этого процесса, но у правительства свои резоны на этот счет. Заявленный экономический рост нужно как-то финансировать.

Долгожданное решение о справедливом распределении богатств нефтяной кубышки через запуск «Нацфонд – детям» стало разочарованием для многих казахстанцев. В рамках программы всем детям – гражданам Казахстана, рожденным в 2006 году и позже, с этого года ежегодно начисляются 50% от инвестиционного дохода Национального фонд Казахстана. Но первый взнос в январе составил 100 долларов на ребенка, а многие родители грезили масштабами стран Персидского залива с их щедрыми вливаниями от нефтяных доходов в благосостояние своих народов.

© Sputnik / Владислав Воднев

Сто долларов в Казахстане получились из расчета инвестиционного дохода. По итогам 2023 года он вырос до 1,8 трлн тенге после убытка в 2022 году. Мировые цены на нефть давно болтаются в зоне нестабильности и во многом формируются от геополитических факторов, снижая влияние объема добычи и складирования.

Kapital.kz

Обострение мирового судоходства в Красном море не дает ценам снижаться. И это – хорошая новость для получателей выплат из Нацфонда. Плохая новость заключается в том, что 70% добываемой в Казахстане «большой» нефти продается иностранными компаниями, которые эту нефть добывают, а в Нацфонд отправляют выручку от 30% нефти, добытой и реализованной КазМунайГазом. Иными словами, выплаты из Нацфонда ограничены казахстанской долей национального нефтяного пирога. А ведь детские выплаты – лишь часть планов правительства на эти деньги.

Из кармана в карман

Под занавес прошлого года фонд «Самрук-Казына» продал часть акций КазМунайГаза Министерству финансов за 1,3 трлн тенге. Деньги на сделку были взяты со счета Нацфонда. Таким образом, средства перетекли из Нацфонда напрямую в бюджет, минуя дебаты в парламенте, если бы сделку нужно было отражать в статье расходов.

По информации Минфина, в 2023 году поступления в Нацфонд составили 6,4 трлн тенге, из которых 4,6 трлн тенге пришлось на доход нефтяного сектора; 1,8 трлн тенге – на инвестиционный доход. Активы фонда увеличились с 26,8 трлн до 29,1 трлн тенге. Республиканский бюджет получил из Нацфонда 4,1 трлн тенге через трансферты.

© Sputnik / Владислав Воднев

Но эксперты считают неприемлемым положение вещей с прямым изъятием средств из Нацфонда в бюджет. Это нарушает бюджетные процедуры и увеличивает риски Нацфонда – акции могут как вырасти, так и упасть в цене, что негативно отразится на финансовом состоянии национальной нефтяной копилки. Экспертов также беспокоит тот факт, что правительство планирует расширять практику покупки акций КазМунайГаза за счет внебюджетных денег и тем самым быстро «тушить» финансовые пожары.

Доход – расход

Эксперты указывают на не случайность изъятия средств со счета Нацфонда. Бюджет сверстан с дефицитом и ему нужны деньги. По данным Минфина, в 2023 году доходы государственного бюджета в размере 24,9 трлн тенге были исполнены на 102,3%. Но поступление налогов было исполнено не полностью.

Собрали 18,9 трлн тенге, недобрав порядка 4% к нужной сумме. Сложная ситуация сложилась со сбором основных налогов – НДС и КПН. По КПН, например, сборы составили лишь 85,4% к плану. На уровне республиканского бюджета налоговые сборы еще меньше. Неисполнение по ним составило 9,6%. В частности, неисполнение по КПН превысило 21%, или около 1,1 трлн тенге.

© Sputnik / Владислав Воднев

Зато полностью была выполнена расходная статья. Собираемость налогов хотели повысить за счет роста ставки НДС, но новое правительство Олжаса Бектенова решило пока отложить вопрос и взяло курс на мониторинг правильности расходования уже выделенных бюджету средств. На уровне мониторинга будут решать проблему качества бюджетного планирования, чтобы убрать практику избыточных расходов и завышенных планов по налогам бизнеса. Второй рукой новое правительство намерено расширить поступление налогов, сократить часть налоговых льгот.

Налоги накормят?

Эксперты давно говорили о назревшей стабилизации бюджетной системы – снижать завышенные расходы бюджета и максимально приближать расходы с доходами. Вот только в теории все замечательно, а на практике возникают вопросы.

КПН зависит от активности бизнеса, НДС – от объемов импорта, НДПИ и ЭТП – от ситуации в нефтяном секторе (уровни добычи и цены реализации). Неисполнение плана по КПН эксперты связывают с уменьшением сумм авансовых платежей по крупным налогоплательщикам. Планов по НДС – со снижением объемов импорта, по НДПИ – со снижением цен на экспортируемые товары, а по ЭТП на сырую нефть – со снижением сложившейся ставки налога с прогнозным показателем. В последнее время статистика показывает среднюю активность бизнеса, несмотря на хороший экономический рост. По итогам 2023 год он составил 5,1%, но в январе этого года рост снизился до 3,9%.

NUR.KZ/Петр Карандашов

По итогам года правительство ожидает рост экономики на уровне не менее 5,3%. Но рост прошлого года во многом обеспечили бюджетные расходы, где льготная массовая ипотека помогла расти строительству, а субсидии – малому и среднему бизнесу. Средства на эти статьи, на минуточку, берутся из бюджета.

Правительство быстро запрягло с новыми налоговыми инициативами, а теперь нужно смотреть, как эта конструкция поедет.

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -