Государство гарантирует: вагончик тронется, инвестдоход накопится

5799
Фото: Коллаж ДК

«Байтерек» занял пенсионные деньги на покупку вагонов для КТЖ – что ждать вкладчикам фонда

На днях министр транспорта Марат Карабаев сообщил журналистам, что сумма покупки вагонов на деньги ЕНПФ вырастет до 184 млрд тенге. В конце января речь шла о 173 млрд тенге.  Чиновник уточнил, что деньги потратят на покупку 100 пассажирских и трех тысяч грузовых вагонов. Марат Карабаев отметил, что вагоны будут заказаны у казахстанских производителей. Он также заверил, что деньги полностью возвратят ЕНПФ, поскольку их занимает государственная компания и возврат средств обеспечивается государством.

Напомним, что национальный холдинг «Байтерек» привлекает деньги ЕНПФ, выпуская облигации. В конце января 2024 года Национальный банк купил для закупки вагонов облигации холдинга на 173 млрд тенге с доходностью 13% годовых при базовой ставке в 15,25%, сроком обращения 15 лет. Комментируя сделку, в правительстве заявили, что это не последняя операция, когда ЕНПФ покупает облигации «Байтерек», так как пенсионные деньги должны «крутиться» и зарабатывать. Их нужно вкладывать в надежные финансовые инструменты, в том числе в государственные ценные бумаги и облигации квазигосударственных компаний, которые на 100% принадлежат государству.

Некоторые эксперты поставили под сомнение закупку вагонов в качестве инвестиций в инфраструктуру. Такими инвестициями, по их мнению, должны быть вложения в строительство или ремонт железных дорог, а не покупку передвижного состава, и по этой причине покупка вагонов больше похожа на скрытую госпомощь национальной компании «Қазақстан темір жолы». Эксперты выразили сомнения и в том, что сделка принесет доходность пенсионному фонду, так как пассажирские перевозки являются убыточными и дотируются государством.

Надо отметить, что финансирование проектов реального сектора экономики за счет средств ЕНПФ в последнее время набирает обороты. По схеме покупки облигаций «Байтерек» пенсионные активы ЕНПФ будут и впредь инвестироваться в самые востребованные направления экономики. Среди таковых названы проекты в электроэнергетике стоимостью в 1,5 трлн тенге, инфраструктурные проекты с закупом пассажирских и грузовых вагонов. В январе заявили о потребности 2 трлн тенге на реконструкцию водохранилищ, строительство объектов, ремонт, заработную плата сотрудникам водной сферы, оцифровку и т.д.   

Оказалось, что и там проблем «вагон и маленькая тележка». Основные фонды водного хозяйства изношены на 70-80%. В стране растет дефицит водных ресурсов. Правительство разработало комплексный план по реконструкции инфраструктуры для сохранения и увеличения объема водных ресурсов. На все мероприятия требуется 2 трлн тенге. И где их взять? Актуальность водной проблемы для сельского хозяйства не вызывает сомнений. Но возникает вопрос, можно ли решить вопросы за счет частных инвестиций, и в том числе в энергетике, в дорожных вопросах и др.?

Эксперты справедливо указывают, что в данный момент инфраструктура не дает большую инвестиционную отдачу. В большинстве своем это объекты общественного пользования. Многими объектами: муниципальными автомобильными дорогами, мостами, развязками общество пользуется бесплатно, но их обслуживание стоит немалых денег.

Инфраструктура, за которую берут плату – теплоцентрали, железные дороги, водоканалы и другие объекты ЖКХ, не может привлекать частные инвестиции из-за низких тарифов для потребителей. Годами там складывались проблемы, частично по причине низких тарифов, частично из-за жадности собственников.  И вот теперь эти проблемы в буквальном и переносном смысле «прорвало» и деньги срочно нужны на решение всех проблем сразу.

Здесь у правительства просматривается один путь: «залатать» денежные дыры из бюджета, привести объекты инфраструктуры в нормальный вид и поднимать тарифы для привлечения частных инвестиций. Этот путь правительство уже реализует. Пока что крупные инфраструктурные проекты начинают финансироваться за счет средств бюджета, ЕНПФ и Нацфонда.

Но этот вопрос сильно беспокоит общественность и становится для правительства токсичным. Чиновники и эксперты отмечают, что в Казахстане чрезмерно низкие тарифы в секторах базовой инфраструктуры. С прошлого года начали расти цены на услуги ЖКХ, на очереди – цены на ключевые товары. На днях вице-министр энергетики Сунгат Есимханов на встрече с жителями ВКО во время рабочей поездки в регион заявил, что ожидается рост цен на сжиженный газ.   

Но поднимать тарифы – неблагодарное дело, эластичность народного терпения снижается. Поэтому правительство торопится с продажей инфраструктуры, которая на данный момент не требует большого обновления. Уже объявлено, что более 20 аэропортов передадут под управление инвесторов из Европы.

Что для простого вкладчика ЕНПФ, то ему не нужно переживать за сохранность пенсионных накоплений. Государство погасит обязательство в полной мере.

Тревогу вызывает качество проектов. Одно дело давать деньги на ремонт водохранилищ, находящихся в государственном ведении, другое – железнодорожному перевозчику-монополисту. Статус и возможности монополиста позволяют ему самостоятельно решать вопросы с подвижным составом, а деньги ЕНПФ можно было бы пустить на более актуальные проекты. Важно не увлекаться изъятиями из ЕНПФ, а развивать рыночные отношения: где надо – поднимать тарифы, вводить технологии экономии, жестче спрашивать с управляющих и частных владельцев. Иначе инфраструктурные проблемы останутся как есть, а ЕНПФ не резиновый.

 Кстати

 По сообщению НБ РК, как доверительного управляющего пенсионными активами, 14 февраля 2024 года в инвестиционный портфель пенсионных активов были приобретены простые акции АО «Эйр Астана» на сумму 24,9 млрд тенге по цене 1 073,83 тенге за одну акцию. Общее количество приобретенных простых акций АО «Эйр Астана» составило 23 168 975 штук, или 6,5% от общего количества выпущенных акций компании.

«Согласно Инвестиционной декларации ЕНПФ, утвержденной Постановлением Правления НБРК, негосударственные долевые ценные бумаги, за исключением долевых ценных бумаг субъектов квазигосударственного сектора и банков второго уровня РК, входящие в категорию «Премиум» официального списка фондовой биржи РК или аналогичной ей на момент инвестирования, либо имеющие листинг на мировых фондовых биржах, рыночная капитализация которых превышает три триллиона долларов США, могут составлять не более 5% от пенсионных активов, – поясняет в своей рассылке ЕНПФ. – Акция – это долевой инвестиционный инструмент. Инвесторы приобретают долю компании и получают право на часть будущей прибыли в виде дивидендов. В случае успешной работы компании цена на ее акции может вырасти и принести дополнительный доход».

То есть, вкладчики и получатели ЕНПФ фактически стали акционерами АО «Эйр Астана». По информации НБ РК, «приобретение простых акций высококачественных казахстанских эмитентов направлено на диверсификацию инвестиционного портфеля пенсионных активов ЕНПФ и будет способствовать повышению его доходности в долгосрочной перспективе. Решение о инвестировании пенсионных активов ЕНПФ в простые акции одного из лидеров авиационного рынка Центральной Азии было основано на стабильных финансовых показателях, а также высокой рентабельности деятельности компании, позволяющей в будущем выплачивать стабильные дивиденды».

Анна ЧЕРНЕНКО, в коллаже использованы фото из архива ДК и открытых источников

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -