Мгновения вне архитектуры

5714

Нечасто в южной столице проходят выставки архитекторов, а алматинцы, впрочем, как и другие казахстанцы, затрудняются назвать имена зодчих, авторов даже знаковых построек в их родных городах. В Almaty Gallery развернута выставка Алмаса Ордабаева и Алексея Абилова «Отзвуки мгновений». Оба автора – члены Союза архитекторов РК, оба обладают званием «Почетный архитектор РК».

Выставка знакомит с творческими исканиями двух опытных архитекторов, вне их основной специальности. Алмас Ордабаев и Алексей Абилов помимо занятий архитектурой на протяжении многих лет серьезное внимание уделяли живописи и графике.

Патриарх казахстанского зодчества Алмас Ордабаев с 1962 года работал в ведущих проектных организациях Алма-Аты и реставрационных мастерских Министерства культуры КазССР. Был автором и соавтором многих значительных объектов.  Среди его работ в Алматы жилой район «Самал», Дом ученых, благоустройство площади Республики.

Участвовал в реставрационных работах на комплексе мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи и алматинского Вознесенского собора. Автор нескольких монографий и десятков статей по вопросам теории, истории и реставрации архитектуры, культурологии. Участвовал в создании художественных и документальных фильмов, был консультантом и декоратором блокбастера «Кочевник». Занимался педагогической деятельностью в вузах Алматы.

Алексей Абилов «Серенада Яблочной долины» 2022, х, м 54х44

Одним из самых удачных своих воплощенных проектов Алмас Ордабаев считает небольшой жилой дом-вставку для творческой элиты в Алматы на углу Кунаева и Богенбай батыра. Там жили Олжас Сулейменов, Бибигуль Тулегенова, Нургиса Тлендиев. «Лучший жилой дом Алматы. Сейчас он, конечно, изуродован», – считает Алмас Ордабаев.

Алексей Абилов работает как теоретик архитектуры и педагог. Преподавательской деятельностью занимается с 1970 г. Ныне – профессор КазНТУ им. Сатпаева.

«Думаю, что вам будет интересно не только увидеть эти картины, но и понять, что архитекторы – это люди искусства», – приглашает на выставку Алексей Абилов. Усиливая эффект, читает свои стихотворные строки: «Бывают дни и вечера, когда к мольберту тянется рука \ Когда вокруг всё смотрится иначе, совсем не так, как смотрится всегда…»

Куратором выставки выступила искусствовед Баян Барманкулова: «Какой архитектор не испытывает желания иногда забыть на время о мире упорядоченных линий, контурах, объемах и на несколько мгновений окунуться в хаос ландшафта?

Алмас Ордабаев «Илимхан-апа» 2015, бум, пастель

... Владеющему кистью трудно лишить себя удовольствия запечатлеть динамику природной жизни на плоскости, на которой все навсегда замрет, но и останется живым».

Выставка «Отзвуки мгновений» состоит из десятков произведений живописи и графики небольшого формата, созданных «для души» в различных техниках. Реалистичные портреты, натюрморты, природные и городские пейзажи соседствуют с архитектурными фантазиями и абстрактными композициями.

«Сколько себя помню, рисую, – говорит Алмас Ордабаев. – Это моя первая персональная выставка. То, что осталось от подаренных, раздаренных …  И то, что я привел в порядок.

Время стремительно идет вперед, надо подвести некий итог. Здесь много разного, напаханного за 60 с лишним лет. Это где-то отдых, где-то упражнение, некие попытки следить за искусством всей второй половины ХХ века. Архитектура и арт у меня шли параллельно, но профессией всегда была архитектура.

Алмас Ордабаев «Композиция №11» 2001, смеш. т-ка  12.7х18,4

Во времена СССР мы стояли в стойле, работали в проектных институтах. Днем стойло наше, а ночь, вечер – вот это. Увлечение живописью и рисунком помогало в проектировании. С одной стороны, отдых, с другой – поиски новых изобразительных выразительных средств.

Тогда, в докомпьютерную эпоху, все мы рисовали вручную, графика была основой проектирования. Чтобы чувствовать стилистику архитектуры, нужно было следить за стилистикой изобразительного ряда. Но этим занимались немногие, лучшие.

Начиная с 1980-х годов, архитекторы перестали рисовать. Рисовали единицы, а сейчас вообще… тяжело. Следствие того, что архитекторы перестали рисовать –они перестали чувствовать форму. И это отражается на качестве архитектуры. Она стала более стандартизированной. Некоторые исследователи даже придерживаются крайних взглядов: распростившись со своей духовной основой, архитектура умерла. И в этом что-то есть.

Это мировая тенденция, так и с казахстанской архитектурой… тяжелый случай… Ярких молодых не видно, а среднего возраста есть – три-четыре, максимум пять способных архитекторов, не позволяющих делать абсолютную лажу. Уже за это спасибо».

Вадим КРАВЦОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -