Спрос задает ускорение

8050
Фото: Port of Baku - Press Office

Казахстанский логистический коридор набирает популярность. Условия внешней торговли складываются для республики благоприятнейшим образом. За последние пять лет товарооборот вырос более чем на 140%, экспорт – на 135%, импорт – на 154%.

Однако не все вопросы в этой сфере решены. В частности, определенным барьером для дальнейшего ее роста стало отсутствие достаточной инфраструктуры. Ведь если нет нормальной дороги, то нет и логистики, нет экспорта, считает председатель совета правления Национальной ассоциации экспортеров KazGrain Канат Кобесов.

«Сколько бы вагонов мы ни покупали, сколько бы локомотивов ни брали, хоть тысячами, если нормальной дороги нет, то, как ни крутите, логистики не будет, экспорта не будет. Самое важное – это инфраструктура. А это железнодорожные пути в достаточном количестве, их пропускная способность. Второе – технологии. У нас они же давно отстали. И еще – цифровизация» Канат Кобесов

План к действию

Об этом он заявил и на транспортно-логистическом форуме, который состоялся в Астане. В рамках мероприятия был отражен взгляд международных логистических компаний Европы и Азии на Казахстанский коридор – на его текущие позиции, перспективы развития и интеграцию в мировую торговлю и логистику.

«Если вы хотите возить много, то постройте достаточно дорог. И это надо не только нам, Казахстану, это надо Узбекистану, Таджикистану, Китаю, России, Азербайджану. Что касается технологий. У нас есть высокоскоростные поезда Тальго, но они развивают скорость порядка 100-120 км/ч. Почему? Потому что инфраструктура не позволяет разогнаться больше. Значит, при строительстве применяются несовременные технологии. Цифра не та. Нужна высокотехнологичность. Наша инфраструктура перелимичена. Ее большая нехватка. А мы сейчас на пике своей транспортной популярности», – отметил наш собеседник.

Центральная Азия быстро растет и обладает значительным потенциалом. ВВП региона за последние 20 лет в среднем ежегодно рос на 6,2% в реальном выражении и достиг $347 млрд. Совокупный ВПП пяти стран Центральной Азии по своему значению догоняет экономику Китая. Все это влияет на взаимную торговлю между странами Центральной Азии. При этом население Центральной Азии составляет практически 80 млн человек и продолжает расти на 2% ежегодно.

Благоприятные условия

«2023 году условия внешней торговли сложились благоприятными для Казахстана. Общий товарооборот вырос на 3,3% и составил более $139 млрд (при этом в 2022 году на 32%). За последние 5 лет темпы роста торговли Казахстана составили: товарооборот – 142,3%, экспорт – 135,4%, импорт – 154,1%. В связи с чем, ряд международных экспертов прогнозирует, что торговля и логистика будут основной точкой экономического роста в ближайшие 10 лет, и потребность в инфраструктуре всех видов транспорта соответственно возрастет», – уверены эксперты.

Геополитические тенденции дали возможности роста альтернативным транспортным коридорам и инфраструктурным проектам.

«Произошедшие глобальные изменения в мире, такие как военные действия в Украине, санкции против России, военная эскалация вокруг Тайваня, землетрясение в Турции и Сирии, пиратские атаки в Красном море, привели к релокации торговых путей и, соответственно, логистики. Сегодня транспортные коридоры Центральной Азии и Китая находятся на пике свой потребности. Так, например, Китай, Кыргызстан, Узбекистан рассматривают строительство альтернативного маршрута с выходом на Каспий. Таджикистан запустил мультимодальный коридор Китай-Таджикистан-Узбекистан-Турменистан-Иран-Турция. Иран твердо намерен восстановить железнодорожный участок Герат – Хаф, который соединит Афганистан и Иран. Это позволит ежегодно перевозить 6 млн тонн грузов и 1 млн пассажиров. Сам официальный Тегеран рассматривает данный проект как один из этапов возрождения современного варианта Шелкового пути. Россия планомерно продавливает маршрут «Север – Юг» Канат Кобесов

Узкие места

Несмотря на перспективные планы в развитии логистической инфраструктуры, имеются узкие места в транспортных коридорах стран Центральной Азии и Китая.

И они таковы: разный уровень развития, отсутствие синхронизации и должного взаимодействия. Это создает риск разбалансированного развития транспорта и логистики.

«Кто-то будет отставать, кто-то будет опережать. Поэтому важно совместное и согласованное развитие со странами Центральной Азии и Китая. Ряд стран, осознавая значимость развития инфраструктуры, уже вкладывает инвестиции в нее» Канат Кобесов

В 2023 году в мире стартовало 250 проектов по строительству железных дорог общей стоимостью порядка $250 млрд. В предыдущие годы в списке проектов по строительству железных дорог доминировала Азия. Лидером здесь является Китай. Аналитические отчеты банков развития показывают, что в ближайшие годы основной фокус развития будет направлен на инфраструктуру.

Точки роста

Предварительные расчеты лимита инфраструктуры Казахстана показывают, что по завершении строительства анонсированных 4-х проектов в целом Казахстан сможет нарастить перевозки до 370 млн тонн/год. В то же время согласно дорожным картам правительства до 2029 года будет введено 1104 промышленных объекта, которые дадут «плюсом» 150 млн тонн грузов в год, что означает рост наших перевозок в 1,5 раза.

Эти намерения подтверждаются проведенным правительством в феврале совещанием по вопросам внутристрановой ценности, касательно полноценной загрузки отечественных товаропроизводителей. Конечно, прогнозы отличные и стоит порадоваться, но возникают закономерные вопросы: достаточно ли проводимых мер по инфраструктуре? Насколько наша инфраструктура высокотехнологична и прогрессивна?

«Есть консолидированное мнение рынка: нужна общая локальная карта со всеми узкими местами. Ее нужно вынести на широкий круг обсуждения, пригласить бизнес, распределить между ними ответственность и расходы, так как основной вопрос – инвестиции. Сейчас бизнес готов вкладывать в ТЛЦ, терминалы, порты, вагоны, локомотивы и прочее, только дайте направление – куда вкладывать. Важно совместное и согласованное развитие со странами Центральной Азии и Китая, а также синхронизация» Считают экспортеры

Ставка на IT-прогресс…

При этом развитие инфраструктуры должно быть сопряжено с высокотехнологическим прогрессом.

«Мир не стоит на месте, проводятся форумы и выставки, где презентуются инновационные разработки. Наука, которая за последние 20 лет отошла на задний план, становится востребованной. Научную деятельность надо развивать и создавать в ней конкуренцию. Рывок к прогрессу нам необходим. Строительство высокотехнологичной инфраструктуры подтянет все отрасли страны на новый уровень» Канат Кобесов

Конечно, все это должно сопровождаться цифровизацией и должным финансированием. Кроме того, рост электронной коммерции оказал значительное влияние на логистическую отрасль. Развитие технологий, таких как искусственный интеллект и автоматизация, также оказало значительное влияние на логистическую отрасль. Бизнес сам реализовал и уже использует в своих компаниях собственные программные продукты.

«Поэтому процессами должны управлять современные цифровые технологии, мы все в этом убедились в своей жизни. Необходимо остановиться на подготовке кадров и сфокусироваться на новых образовательных программах. Наш рынок транспортных услуг за последние 30 лет прошел очень большой путь. Логистика поступательно развивается» Канат Кобесов

Если банки не кредитуют, нужны Family – Office

В 2022 году мы стали свидетелями релокации мировых брендов, человеческого капитала. Страны Центральной Азии успешно привлекают иностранные инвестиции. Список международных организаций очень широк, практически все имеют постоянно действующие офисы в нашей стране. Объем накопленных входящих инвестиций из третьих стран оценивается в $211 млрд, а внешнеторговый оборот с 2000 года вырос в шесть раз. Очевидно, что в период 2024-2030 гг. частные инвестиции будут направлены в транспортно-логистический сектор.

Вместе с тем выдаваемые БВУ кредиты по действующим ставкам и коротким срокам, обязательное наличие залоговых активов невыгодны для бизнеса, сдерживают предпринимательскую инициативу. Свидетельством тому является малое количество компаний, которые инвестируют в транспортную экономику.

«Эти компании можно перечислить по пальцам. Поэтому надо активно продвигать фонды прямых инвестиций, так называемые Family – Office, принять практику западного инвестиционного банкинга, сделать инвестиционный частный капитал более доступным, «длинным и дешевым» для отечественного бизнеса. Эти инвестиционные условия помогут кратно увеличить развитие логистической инфраструктуры Казахстана и дадут импульс дальнейшего развития отрасли» Канат Кобесов

Виктория ЗОЛОТАРЁВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -