Использование облачных технологий в разы ускоряет развитие ИТ-систем и цифровых продуктов, что особенно важно для банковской сферы в Казахстане. Банки – один из лидеров цифровизации в стране с высоким уровнем конкуренции в области предоставления услуг, а также лидеры по использованию облачных сервисов в РК. Как казахстанские банки могут применять облачные решения для оптимизации затрат и повышения эффективности?
Банковская цифровизация зависит от облачных технологий. Это обусловлено необходимостью быстро выводить на рынок новые продукты, одновременно повышая качество пользовательского опыта. Банки постоянно соревнуются в цифровом пространстве, предлагая лучший пользовательский интерфейс, повышенный уровень безопасности и разнообразную экосистему партнеров.
Оптимальный способ достижения высоких темпов развития в цифровой сфере – это создание отказоустойчивой, гибкой, масштабируемой и защищенной инфраструктуры, которая также позволяет ускорять процесс разработки. Прийти к этому возможно за счет облачных сервисов, будь то частные или публичные облака, а также сочетания этих платформ с уже существующими ИТ-ресурсами.
Например, использование облака для безопасного процесса разработки значительно ускоряет этот процесс, так как экономит время и ресурсы на инфраструктурных задачах и обеспечивает оптимальную среду для написания и тестирования кода с учетом специфики конкретных задач.
Нет облака – нет развития?
Интеграция облачных технологий с банковскими ИТ-системами – ключевой фактор ускоренного развития. Это подтверждается данными компании Accenture, согласно которым за последние 2-3 года 80% мировых банков столкнулись с невиданными по масштабу и скорости технологическими изменениями.
Требования регуляторов в части информационной безопасности ужесточаются во всем мире. Например, центральные банки активно ищут баланс между регулированием и быстрым переходом на цифровые технологии. Киберугрозы также становятся все более актуальными, требуя от банков использования передовых инструментов для предотвращения и реагирования на инциденты.
И в самой отрасли все больше новых вызовов. Так, согласно данным того же Accenture, «классические» банки Азиатско-Тихоокеанского региона могут потерять до 38% своей выручки к 2025 году из-за роста цифровых конкурентов.
В то же время клиенты ожидают более персонализированного предложения цифровых банковских услуг. Все это приводит к тому, что банки переосмысливают устойчивость своего технологического стека в перспективе трендов и вызовов будущего. Это приводит к изменениям в стратегии развития ИТ-ландшафта с уклоном в сторону «цифрового декаплинга» и оптимизации вычислительных ресурсов. В этой связи актуальным вопросом для банков становится организация собственных облачных сред и более активное использование облачных сервисов, включая PaaS и SaaS.
Главный вызов сегодня – уровень зрелости доступных на рынке Казахстана облачных провайдеров. Большинству современных банков для реализации задач роста и развития необходимы продвинутые инструменты для управления гибридными и мультиоблаками.
Мост в будущее
Важный аспект современных облачных технологий для банков заключается в упрощении процесса цифрового декаплинга. Это включает в себя переход от монолитных систем к гибким микросервисам, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию. Такой подход улучшает гибкость и адаптивность новых продуктов и сервисов.
Особенно актуально это для традиционных банков, столкнувшихся с проблемой устаревших ИТ-архитектур. В таких банках ключевые системы часто зависят от дорогостоящего и узкоспециализированного оборудования, что со временем превращается в серьезное препятствие.
В условиях ускоренной динамики бизнеса возникает необходимость в быстрой модернизации этих систем для запуска новых продуктов. Часто единственным решением является декаплинг – например, перенос продуктового уровня на облачные микросервисные платформы. Так создается новый ИТ-уровень, на базе которого можно проектировать и запускать дополнительные сервисы. Эти сервисы могут объединять классические банковские продукты с инструментами партнерских экосистем, включая финтех-компании.
Современные облачные решения также идеально подходят для интеллектуального аналитического анализа. Использование алгоритмов искусственного интеллекта и продвинутых аналитических инструментов помогает повышать эффективность продаж, качество обслуживания клиентов и улучшать кредитный скоринг и финансовую отчетность. Комбинация облачных технологий и микросервисной архитектуры позволяет легко интегрировать SaaS-решения в цепочку создания ценности банка. Это достигается за счет более гибкой и адаптивной ИТ-инфраструктуры, основанной на микросервисах и облачных решениях.
Планы и возможности
Хотя традиционные ИТ-подходы в банках останутся актуальными, предвидится, что большинство приложений и нагрузок в конечном итоге будет перенесено на облачные платформы. Некоторые ключевые приложения, особенно те, которые связаны с искусственным интеллектом и машинным обучением, будут разработаны как cloud-native решения с самого начала.
Эта тенденция подтверждается глобальными данными об адаптации облачных технологий. Согласно исследованию Flexera, примерно 93% компаний в мире разрабатывают мультиоблачные стратегии, и 53% из них уже используют несколько облачных решений в своей повседневной деятельности.
Переход на облачные технологии ставит перед банками ряд задач, включая управление рисками и соответствие регуляторным требованиям. Внутри банков адаптация гибридных ИТ-моделей влечет за собой изменения для многих стейкхолдеров, такие как перераспределение ответственности и разработка архитектурных решений с учетом информационной безопасности и конфиденциальности данных.
Однако успешное преодоление этих вызовов открывает для банков новые возможности ускорения запуска современных продуктов, улучшения мобильности и гибкости в освоении новых рыночных сегментов.
Перспективы в казахстане
В республике облачные технологии находят свое применение как в сфере предоставления государственных цифровых услуг, так и для решения бизнес-задач организаций в различных отраслях экономики. По итогам 2022 года рынок облачных услуг в Казахстане достиг объема в 202,5 млн долларов, что на 31% больше по сравнению с 2021 годом, согласно данным IDC.
Облачные услуги стали наиболее динамично развивающимся сектором ИКТ-рынка в Казахстане. За период с 2018 по 2022 год их доля в общем объеме рынка ИКТ увеличилась вдвое, достигнув 3,7% с тенденцией к продолжению роста. Финансовые учреждения в Казахстане активно лидируют в применении облачных сервисов. Ключевыми потребителями облачного программного обеспечения являются ведущие банковские группы страны, включая Freedom Holding, Kaspi Bank, БЦК и Fortebank.
Эти организации уже достигли успехов в цифровизации своего бизнеса, инвестируя значительные средства в разработку облачных решений, которые используются как для улучшения клиентского обслуживания, так и для оптимизации бэк-офисных процессов. В результате, финансовые компании стали одними из основных потребителей услуг SaaS и PaaS.
Однако многие из них по-прежнему опираются на собственные центры обработки данных и частные облачные сервисы, что делает их спрос на публичные облачные сервисы IaaS менее значительным. Тем не менее мы ожидаем, что банки станут лидерами в повышении эффективности использования облачных ресурсов, что, в свою очередь, приведет к снижению темпов роста их затрат в будущем. Благодаря цифровой трансформации и переходу к преимущественно дистанционному обслуживанию клиентов финансовые организации сокращают количество своих филиалов, что также способствует снижению расходов.
Никита АНДРЕЕВ, директор практики инфраструктурного консалтинга и ИБ компании Axellect