АСЕАН настроена на каспийский транзит

59708
Фото: Анастасии САВИНОЙ

Страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) ищут новые транспортные маршруты для перевозки грузов в Европу, с целью заменить прежний Транссибирский транспортный коридор через территорию Казахстана с задействованием Транскаспийского международного транспортного маршрута.

О создании и развитии новых транзитных коридоров через Казахстан в страны Центральной Азии и Европы говорилось в Актау на семинаре на тему «Транскаспийский международный транспортный маршрут: возможности для торговли и товаров для стран АСЕАН».

В рамках проекта по поиску путей и средств доставки товаров и продуктов питания и сельскохозяйственной продукции из Таиланда и других стран АСЕАН в Актау прошел семинар на тему «Транскаспийский международный торговый путь и логистика: возможности для торговли и товаров из стран – членов АСЕАН». В мероприятии приняли участие более 30 человек.

Инициатором диалоговой площадки выступило Посольство Таиланда в РК при поддержке Астанинского комитета АСЕАН. В дискуссии принимали участие представители посольств стран АСЕАН, включая Вьетнам, Таиланд, Индонезию, Мангистауской области, морских портов Актау и Курык, сотрудники отделов торговли, инвестиций и продвижения туризма акимата Мангистауской области, местных органов власти.

В настоящее время Казахстан является ведущей страной в Центральной Азии, а Таиланд, Вьетнам и Индонезия – ведущие страны Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день они имеют большой потенциал для сотрудничества в области экономики, торговли, инвестиций, транспорта и логистики. В ходе семинара были представлены различные перспективы сотрудничества и вложения инвестиций.

Как отметила руководитель управления индустриально-инновационного развития Мангистауской области Венера Мустапаева, на сегодняшний день Мангистауская область обладает мощным транзитным и транспортно-логистическим потенциалом международного значения между Европой и Азией.

«Важным объектом морской транспортной инфраструктуры является незамерзающий морской порт Актау на Каспии, который находится на стыке международных коридоров ТРАСЕКА, Север – Юг и ТМТМ, Китай – Европа. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот Мангистауской области составил 4,7 млрд долларов. Основным видом экспортируемых товаров является нефть и нефтепродукты. А в структуре импорта преобладают продукты питания, одежда, строительные материалы, химические продукты, используемые в производстве, легковые и грузовые машины, изделия из металла, оборудование для промышленности и т.д.» Руководитель управления индустриально-инновационного развития Мангистауской области Венера Мустапаева

Как известно, порты Актау и Курык работают на Транскаспийском международном транспортном маршруте, что позволит расширить транспортное сотрудничество не только со странами Центральной Азии, но и в перспективе поспособствует увеличению объемов перевозок грузов в страны АСЕАН в последующий период.

«Привлечение инвестиций из стран АСЕАН будет способствовать повышению транспортно-логистического потенциала Казахстана. Чтобы претворить в жизнь амбициозные планы, портовикам необходимо повысить эффективность ТМТМ. А в случае вовлечения Ассоциации стран Юго-Восточной Азии мы сможем увеличить транзитный потенциал Казахстана» Начальник сектора маркетинга порта Курык Айткали Нурмаганбетов

По предварительным данным, по Транскаспийскому маршруту за январь-апрель 2024 года пропущено 34 контейнерных поезда сообщением Китай – Азербайджан/Грузия/ далее в Турцию и страны Европы, тогда как в 2023 году аналогичный показатель составлял 4 контейнерных поезда. За рассматриваемый период по маршруту Актау – Баку – Актау в фидерном сообщении перевезено 9 259 ДФЭ (29 кругорейсов), из них по направлению: Восток – Запад (Актау – Баку) – 5 711 ДФЭ, Запад – Восток (Баку – Актау) – 3 548 ДФЭ.

По данным рабочей группы ТМТМ, усилиями членов Ассоциации Транскаспийского коридора в январе-мае 2024 года организован пропуск уже 61 полносоставного контейнерного поезда из КНР (Сиань, Чунцин, Нанкин) через погранпереход Алтынколь в Азербайджан (Апшерон), Грузию (Тбилиси) и третьи страны (Поти/Батуми).

Стоит отметить, что в сложившихся геополитических условиях сервисы ТМТМ стали наиболее значимыми транспортно-логистическими решениями на Евразийском пространстве, где основным критерием привлечения контейнеропотоков является скорость доставки, особенно при транспортировке в составе контейнерных поездов.

Представитель порта также рассказал о перспективных проектах морской гавани и о том, что порт Курык ищет инвесторов для реализации планов по расширению спектра оказываемых услуг и в дальнейшем – открытию новых транзитных маршрутов по Каспийскому морю.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Таиланд в Казахстане Чатчаван Сакорнсин в своем выступлении сделал акцент на том, что его королевство, а также страны АСЕАН ищут альтернативные торговые пути, в том числе проявляют интерес к отправке грузов по Транскаспийскому маршруту. 

«Страны АСЕАН географически удалены от Казахстана и других стран Центральной Азии. Но для всех государств логистика является ключевым фактором, определяющим торгово-экономические отношения. Исходя из последних геополитически-геоэкономических ситуаций, мы ищем новые альтернативные пути для транспортировки товаров из Таиланда. Раньше мы все перевозили через Россию, Транссибирский путь. В ноябре у нас был семинар с послами Таиланда из всех стран. И внимание всех привлек Транскаспийский международный торговый путь, как нечто новое для передвижения товаров из Таиланда в Казахстан. И мы проявляем большой интерес к Казахстану, так как он лидер в Центрально-Азиатском регионе, а Таиланд, Вьетнам и Индонезия – это центры стран АСЕАН. Между нами много общего, и не только в сфере транспорта, логистики, но и, в частности, в туристической сфере» Чатчаван Сакорнсин

Он подчеркнул, что его страна готова рассмотреть возможности по развитию совместного сотрудничества, к примеру, вложение инвестиций в порт Курык.

В свое очередь, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезия в РК Мохамад Фаджрул Рахман подчеркнул факт динамичного развития сотрудничества АСЕАН с Казахстаном и перспективы реализации огромного потенциала для взаимовыгодного роста и процветания.

«Индонезия уже прорабатывает вопросы новой транспортной логистики. К примеру, вблизи города Шанхая в Китае есть порт Ляньюньган. Из Алматы можно вывозить грузы через этот порт. Также мы пользуемся портом Бандер-Аббас в Иране. На него можно выходить через Каспий и Туркменистан. Министерство иностранных дел Индонезии предлагает также направление транспортировки грузов по Среднему коридору. До ситуации в Украине большинство товаров проходило через российский Владивосток. Теперь вместо этого мы используем указанные два направления» Посол Индонезии в РК Мохамад Фаджрул Рахман

Из Индонезии в Казахстан экспортируется пальмовое масло, экранные изделия, проекторы, компьютеры, бумага, ткани, разные виды макарон, кокосовое молоко и масло. Как отметил дипломат, в 2024 году Индонезия намерена вступить в зону свободной торговли. В нее входит и Казахстан.

«Через эту площадку мы сможем довести товарооборот между нашими странами до 1 млрд долларов. Если Казахстан – самое богатое и территориально большое государство Центральной Азии, то Индонезия – крупное и богатое государство Юго-Восточной Азии. Это дает двум странам возможность установить прочный экономический мост между регионами» Фаджрул Рахман

По итогам дискуссий участники семинара договорились об организации масштабной диалоговой площадки для обсуждения конкретных мер по налаживанию логистики между Казахстаном и странами АСЕАН. Кроме этого, в рамках семинара прошел фестиваль азиатской уличной еды, организованный посольствами Таиланда, Вьетнама и Индонезии в Казахстане, с целью демонстрации кухни этих стран.

Была представлена выставка тайских продуктов питания и ингредиентов, пищевых продуктов высокой степени переработки. Участникам семинара продемонстрировали знаменитые достопримечательности Таиланда.

Стоит отметить, что в этом мероприятии приняли участие представители сельскохозяйственного управления Таиланда в Москве, отвечающего за сельскохозяйственное сотрудничество между Таиландом и Казахстаном. Посетителям фестиваля были розданы образцы тайского риса.

Как отметил советник посольства Вьетнама в РК Нгуен Фан Хай, необходима хорошая реклама для развития обоюдовыгодного туристического интереса к путешествиям.

«В настоящее время функционирует прямой рейс из Вьетнама в Алматы и Астану. С октября 2022 года около 250 тысяч казахстанцев посетили курорты нашей страны. На встрече с руководством Мангистауской области было внесено предложение рассмотреть возможность добавления нового маршрута в направлении Актау из городов Вьетнама, Таиланда и Индонезии» Советник посольства Вьетнама в РК Нгуен Фан Хай

По словам руководителя управления туризма Мангистауской области Нурадила Имангалиева, в рамках деятельности межправительственной комиссии между государствами АСЕАН и Казахстаном рассматривается предложение по дальнейшему сотрудничеству в сфере туризма. Напомним, что развитие туристической отрасли в регионе определено как одно из основных направлений диверсификации экономики.

Наталья БУТЫРИНА, Актау

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -