Ускорение на повороте?

68629
Фото: из архива ДК

В Алматы прошел Первый независимый форум участников авторынка в Казахстане KURSIV AUTO 2024. В нем приняли участие ведущие компании отрасли, а также представители банков, сервисных компаний, эксперты и аналитики. Обсуждались вопросы состояния и перспектив авторынка – продаж, экспорта, импорта, рыночных трендов, включая электромобили, а также –   проблемы инфраструктуры, кадров на рынке, ценообразования. Обязательной темой мероприятия стал китайский фактор и его влияние на рынок. Также не обойдены вниманием вопросы национального автопрома – итоги и перспективы производства авто и компонентной базы, регулирование производителей.

Целью форума является предоставить многофакторный и максимально независимый взгляд на автомобильный рынок Казахстана. Этот взгляд должен быть полезен всем основным игрокам, действующим и потенциальным автовладельцам. Так, к примеру, на форуме были рассмотрены вопросы автокредитования и сравнения условий в разных банках и микрофинансовых организациях. В первом квартале этого года банки выдали автокредиты на 396,2 млрд тенге, что на 84,9% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Вес портфеля автокредитов в структуре потребительских займов банков второго уровня продолжает расти.

Спикеры отмечали, что в этом году автобизнес попал в «боковик». Первичный рынок сможет вернуться к высокой динамике в 2025 году, если к тому времени будут запущены строящиеся заводы. Но при одном важном условии: если сохранится наблюдаемый в прошлом году высокий спрос, часть которого продолжают удовлетворять «серые» дилеры и перекупщики. Тем временем растет чистый импорт подержанных иномарок на бензиновом двигателе. Так, в январе-марте в страну завезли чуть более 8 тысяч таких авто, для сравнения –годом ранее 3,7 тысячи. 

Изменение продаж в разрезе брендов указывает на усиление китайского автопрома в Казахстане. К следующему году в Минпроме ожидают роста локального производства до 160 тысяч автомобилей, во многом за счет запуска новых производств автомобилей китайских брендов. Казахстанский автобизнес выбрал рациональный вариант – встроиться к китайскую цепочку поставок.

Спикеры также говорили о том, что устойчивый спрос на личный автотранспорт в Казахстане, помимо растущих доходов населения, базируется на нескольких факторах. Страна переживает умеренную урбанизацию, которая сопровождается расширением агломерации вокруг крупных городов. На это накладываются проблемы старения автопарка. Год назад каждый второй автомобиль был старше 20 лет, каждый пятый – старше 10 лет. Прирост автопарка в прошлом году улучшил ситуацию.

К примеру, доля трех-семилетних авто выросла на 5,3 процентных пункта, но не кардинально: автомашины, выпущенные более 20 лет назад, продолжают доминировать – 45,3%. Огромная территория, низкая плотность населения, высокий темп развития экономики Казахстана – все это подстегивает и меняет автомобильный рынок. Рынок вышел из долгой стагнации, в прошлом году впервые за десять лет он вырос.

Низкая автомобилизация в РК придает оптимизм местному автобизнесу, который уверен в дальнейшем росте спроса. Только за январь-сентябрь прошлого года рост количества легковых автомобилей в стране составил 14,4%, тогда как с 2015-го по 2021 г. этот показатель ежегодно падал на 0,7% в среднем. Авторынок генерирует не менее 2% ВВП, около 4% промышленного производства, около 5% продаж в розничной торговле.

В прошлом году он впервые за долгие годы продемонстрировал рекордные темпы роста. Согласно данным Казахстанского автомобильного союза (КАС), по итогам прошлого года было продано 198,7 тыс. новых автомобилей. Это на 60,2% больше, чем за 2022 год. В первом квартале этого года рост продолжился, но замедлил свои темпы. 

Официальные продажи новых автомобилей (включая легкую коммерческую технику) достигли 39,5 тыс. единиц, прибавив 6% к аналогичному периоду предыдущего года, тогда как за аналогичный период 2023-го авторитейл вырос на 66,5%. При этом, ситуация на рынке меняется динамично. Нынешней весной государство добавило новые требования к отечественным производителям автомобилей, увеличив долю мелкоузловой сборки с 20% в 2024 году до 50% к 2027 году – от всего объема выпуска предприятий. В 2023 году казахстанские производители выпустили 134 тыс. легковых авто, доля автомобилей, собранных методом мелкоузловой сборки, составила 10%.

Сегодня авторынок страны – один из немногих, которые в последнее время демонстрируют рост двузначными темпами. Он генерирует не менее 2% ВВП, около 4% промышленного производства и порядка 5% продаж в розничной торговле. У этой отрасли перспективное будущее – рост возможен благодаря расширению внутреннего производства, инвестиций в инновационные технологии и стратегического партнерства.

* * *

Пока взрослые обсуждали задачи и перспективы авторынка, группа совсем юных автолюбителей, а может и будущих автостроителей, приняла участие в семейном инфотуре по заводу Hyundai Trans Kazakhstan. Здесь дети смогли посмотреть, как собираются автомобили, которые прямо с конвейеров выходят на казахстанские дороги.

Кое кто из них прихватил с собой автомобиль, собранный из кубиков «Лего», но реальное зрелище оказалось круче. Так что, возможно, юный конструктор уже обдумывает не только будущее место работы, но и будущий дизайн нового авто.

Мурат ОМИРАЛИЕВ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -