125103
Фото: Валерия БУГАЕВА

Центральная Азия стоит перед серьезным вызовом: экономика региона, особенно сельское хозяйство, зависит от воды, которая становится все менее доступной. Кроме того, питьевая вода является основой здоровья населения. Однако в странах Центральной Азии наблюдается плохое техническое состояние инфраструктуры водоснабжения и очистного оборудования.

Экономические последствия засух и наводнений в Центральной и Западной Азии могут достигать 1,3% от регионального ВВП ежегодно. Проблемы добавляет катастрофический износ инфраструктуры – почти 80%. Он осложняет соблюдение технологического режима работы водных систем и обеспечение высокого качества питьевой воды.

Поэтому водоснабжение характеризуется высокими потерями воды, которые доходят до 55%. Доступ к безопасной питьевой воде отсутствует у 9,9 млн человек, или 13,5% населения Центральной Азии. О вопросах доступного и качественного водоснабжения эксперты говорили на сессии «Вода, энергетика и продовольствие в Центральной Азии: партнерство и проекты для устойчивого развития» бизнес-форума, который недавно прошел в рамках годового собрания ЕАБР в Алматы. 

Связанные двумя реками

Аналитики считают, что регион стоит на пороге хронического дефицита водных ресурсов. И дефицит сохранит свою устойчивость на длительную перспективу. Снижение качества и количества пресной воды обострит конкуренцию в таких базовых отраслях экономики региона, как коммунальное водоснабжение, сельское хозяйство и гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство, рекреация.

Getty Images Signature

Пять стран региона исторически тесно связаны двумя крупнейшими трансграничными реками – Амударьей и Сырдарьей. Они формируют бассейн Аральского моря, в котором проживает 80% населения региона. В октябре прошлого года в Афганистане завершилось строительство первого участка канала Кош-Тепа, который берет начало от реки Амударья. Всего власти Афганистана планируют построить три участка канала для орошения 550 тысяч гектаров земли, что даст возможность выращивать сельскохозяйственные культуры. Введение канала в эксплуатацию приведет к хроническому дефициту воды в регионе с 2028 года.

Более 80% доступной воды в Центральной Азии расходуется на поливное орошение, 40% из этого объема теряется ежегодно во время доставки воды и прямо на полях. Кроме того, на фоне уже видимого изменения гидрологического режима рек и устойчивого роста потребления воды в ближайшие несколько лет проблема нехватки воды усугубится. Спрос на водные ресурсы в регионе будет возрастать по мере увеличения населения и стремительной урбанизации. Рост затронет все виды потребления воды (коммунально-бытовые цели, промышленность и сельское хозяйство).

За 2018-2023 годы численность городского населения увеличилась на 9,5-16%. Этот показатель – более высокий, чем в других странах Евразийского региона и во многих развивающихся странах. Аналитики ЕАБР пришли к выводу, что для устойчивого развития водоснабжения и закрытия разрыва в финансировании инфраструктуры региону нужны инвестиции в 2 млрд долларов ежегодно в течение 2025-2030 годов.

Среди стран региона наибольший дефицит финансирования ожидается в Узбекистане – 826 млн долларов в год, или почти 5 млрд долларов на 2025-2030 годы. Значительный дефицит финансирования прогнозируется в Казахстане – 700 млн долл. в год, или 4,2 млрд долларов в течение 2025-2030 годов. В Таджикистане дефицит финансирования будет довольно значительным для экономики страны и достигнет 209 млн долларов ежегодно, или более 1,2 млрд долларов за 2025-2030 годы.

В подготовленном аналитиками ЕАБР специальном докладе «Водоснабжение и водоотведение в Центральной Азии», представленном на мероприятии, говорится, что проблема финансирования осложняется широким спектром накопившихся проблем. Вызовы сектора водоснабжения затрагивают институционально-правовые, финансово-экономические и технические вопросы и требуют комплексного подхода, а также взаимодействия правительств стран региона.

Инфраструктура и потери

В ЕАБР считают, что избежать водного кризиса возможно, но для этого нужно действовать сообща и уже сегодня. Нужна оптимизация использования имеющихся водных ресурсов на региональном уровне и укрепление координации в управлении трансграничными реками. Страны региона разделяют общие водные ресурсы двух бассейнов трансграничных рек: Амударьи и Сырдарьи, которые также подвержены рискам загрязнения. С технической точки зрения значительной экономии воды можно добиться за счет внедрения современных технологий водосбережения и модернизации ирригационных каналов.

eabr.org

Если говорить про Казахстан, то в стране общая протяженность сетей водоснабжения составляет 93,5 тыс. км. Из них на конец 2022 года замены требовали 22,4 тыс. км (24%), в частности 8,4 тыс. км (28%) магистральных водоводов. Необходимо срочно заменить 21% уличной сети. Из 89 городов новое строительство, модернизация и реконструкция канализационно-очистных сооружений требуется в 68 населенных пунктов. Общая протяженность сетей водоотведения составляет 17,7 тыс. км, и 7,2 тыс. км (40%) из них подлежит замене.

Темпы замены сетей крайне низкие: только на их обновление потребуется 35-45 лет при всей неотложности вопроса. Общий износ сетей водоснабжения и водоотведения в РК составлял 51% в 2022 году. Соответственно, количество аварий в сетях ежегодно увеличивается в среднем на 4-5%, объем утечек возрастает, а суммарные потери в водопроводных сетях из-за износа труб достигают 30% и более объема поданной воды.

Где взять деньги на воду

Модернизация водной инфраструктуры является крайне капиталоемким мероприятием. На ее финансирование не хватает бюджетных средств, а частный капитал не видит экономического интереса в своем участии в секторе – инвестиции возвращаются слишком долго.

В последние 25 лет в стране было осуществлено несколько государственных и отраслевых программ для обеспечения населения качественной питьевой водой. Но их реализация не улучшила состояние водоснабжения. Проблема в том, что в республике нет единого органа, который отвечал бы за развитие и регулирование деятельности городского и сельского водоснабжения.

Pexels

Отсутствует закон о питьевом водоснабжении и водоотведении, который должен регулировать отношения в этой сфере. Уполномоченные государственные органы не взаимодействуют на постоянной основе: Министерство промышленности и строительства и Министерство водных ресурсов и ирригации не осуществляют межотраслевую координацию и планирование перспективного развития водоснабжения и водоотведения совместно с местными исполнительными органами.

Таким образом, проблемы и задачи водоснабжения городов и сельских населенных пунктов не находят решения на государственном уровне, считают в ЕАБР. Предприятия водоканалов являются естественными монополистами. Их деятельность регулируется антимонопольным, водным и другими законодательствами. Законодательство Казахстана не предусматривает каких-либо ограничений права собственности на объекты систем коммунального водоснабжения и водоотведения.

Одним из вариантов комплексного решения вопроса финансирования сложной инфраструктуры является привлечение международных банков развития, которые имеют долгосрочные ресурсы для кредитования таких проектов. Потенциал таких банков в финансировании сектора водоснабжения и водоотведения значителен. На данный момент сектор занимает всего 6% от общего объема финансирования стран Центральной Азии, одобренного международными финансовыми организациями (67,5 млрд долларов за период 2008-2023 годов).

Водный катарсис

Обеспечение питьевой водой будет напрямую зависеть от эффективности управления спросом и предложением водных ресурсов в целом. Выступая на форуме, первый вице-министр водных ресурсов и ирригации Казахстана Болат Бекнияз рассказал о применяемых подходах, изменениях в регуляторных актах и необходимых реформах.

Stock87

Чиновник представил новую Концепцию развития системы управления водными ресурсами Казахстана на 2024-2030 годы. Она включает семь подходов, включая модернизацию инфраструктуры и применение водосберегающих технологий. Ожидается, что к 2030 году будет достигнуто увеличение доступных водных ресурсов на 2,4 км³, сохранение их объема на уровне 1,9 км³, сокращение потерь воды в сельском хозяйстве с 50% до 25%, обеспечение орошения 2,5 млн гектаров земли и замена 16 насосных станций и 15 агрегатов.

Это позволит стране провести активную реновацию и снизить влияние природных факторов на экономику Казахстана. По мнению главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова, 2023 год стал своего рода «водным катарсисом». Евгений Винокуров подчеркнул необходимость как можно быстрее приступить к комплексному решению водного вопроса, через межстрановую кооперацию и более широкое применение современных сберегающих технологий. Учитывая, что регион ежегодно тратит от 150 до 300 млн долларов на ирригационное оборудование, ЕАБР планирует активно поддерживать развитие этого направления.

Анна ЧЕРНЕНКО

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -