Центральная Азия стоит перед серьезным вызовом: экономика региона, особенно сельское хозяйство, зависит от воды, которая становится все менее доступной. Кроме того, питьевая вода является основой здоровья населения. Однако в странах Центральной Азии наблюдается плохое техническое состояние инфраструктуры водоснабжения и очистного оборудования.
Экономические последствия засух и наводнений в Центральной и Западной Азии могут достигать 1,3% от регионального ВВП ежегодно. Проблемы добавляет катастрофический износ инфраструктуры – почти 80%. Он осложняет соблюдение технологического режима работы водных систем и обеспечение высокого качества питьевой воды.
Поэтому водоснабжение характеризуется высокими потерями воды, которые доходят до 55%. Доступ к безопасной питьевой воде отсутствует у 9,9 млн человек, или 13,5% населения Центральной Азии. О вопросах доступного и качественного водоснабжения эксперты говорили на сессии «Вода, энергетика и продовольствие в Центральной Азии: партнерство и проекты для устойчивого развития» бизнес-форума, который недавно прошел в рамках годового собрания ЕАБР в Алматы.
Связанные двумя реками
Аналитики считают, что регион стоит на пороге хронического дефицита водных ресурсов. И дефицит сохранит свою устойчивость на длительную перспективу. Снижение качества и количества пресной воды обострит конкуренцию в таких базовых отраслях экономики региона, как коммунальное водоснабжение, сельское хозяйство и гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство, рекреация.
Getty Images Signature
Пять стран региона исторически тесно связаны двумя крупнейшими трансграничными реками – Амударьей и Сырдарьей. Они формируют бассейн Аральского моря, в котором проживает 80% населения региона. В октябре прошлого года в Афганистане завершилось строительство первого участка канала Кош-Тепа, который берет начало от реки Амударья. Всего власти Афганистана планируют построить три участка канала для орошения 550 тысяч гектаров земли, что даст возможность выращивать сельскохозяйственные культуры. Введение канала в эксплуатацию приведет к хроническому дефициту воды в регионе с 2028 года.
Более 80% доступной воды в Центральной Азии расходуется на поливное орошение, 40% из этого объема теряется ежегодно во время доставки воды и прямо на полях. Кроме того, на фоне уже видимого изменения гидрологического режима рек и устойчивого роста потребления воды в ближайшие несколько лет проблема нехватки воды усугубится. Спрос на водные ресурсы в регионе будет возрастать по мере увеличения населения и стремительной урбанизации. Рост затронет все виды потребления воды (коммунально-бытовые цели, промышленность и сельское хозяйство).
За 2018-2023 годы численность городского населения увеличилась на 9,5-16%. Этот показатель – более высокий, чем в других странах Евразийского региона и во многих развивающихся странах. Аналитики ЕАБР пришли к выводу, что для устойчивого развития водоснабжения и закрытия разрыва в финансировании инфраструктуры региону нужны инвестиции в 2 млрд долларов ежегодно в течение 2025-2030 годов.
Среди стран региона наибольший дефицит финансирования ожидается в Узбекистане – 826 млн долларов в год, или почти 5 млрд долларов на 2025-2030 годы. Значительный дефицит финансирования прогнозируется в Казахстане – 700 млн долл. в год, или 4,2 млрд долларов в течение 2025-2030 годов. В Таджикистане дефицит финансирования будет довольно значительным для экономики страны и достигнет 209 млн долларов ежегодно, или более 1,2 млрд долларов за 2025-2030 годы.
В подготовленном аналитиками ЕАБР специальном докладе «Водоснабжение и водоотведение в Центральной Азии», представленном на мероприятии, говорится, что проблема финансирования осложняется широким спектром накопившихся проблем. Вызовы сектора водоснабжения затрагивают институционально-правовые, финансово-экономические и технические вопросы и требуют комплексного подхода, а также взаимодействия правительств стран региона.
Инфраструктура и потери
В ЕАБР считают, что избежать водного кризиса возможно, но для этого нужно действовать сообща и уже сегодня. Нужна оптимизация использования имеющихся водных ресурсов на региональном уровне и укрепление координации в управлении трансграничными реками. Страны региона разделяют общие водные ресурсы двух бассейнов трансграничных рек: Амударьи и Сырдарьи, которые также подвержены рискам загрязнения. С технической точки зрения значительной экономии воды можно добиться за счет внедрения современных технологий водосбережения и модернизации ирригационных каналов.
eabr.org
Если говорить про Казахстан, то в стране общая протяженность сетей водоснабжения составляет 93,5 тыс. км. Из них на конец 2022 года замены требовали 22,4 тыс. км (24%), в частности 8,4 тыс. км (28%) магистральных водоводов. Необходимо срочно заменить 21% уличной сети. Из 89 городов новое строительство, модернизация и реконструкция канализационно-очистных сооружений требуется в 68 населенных пунктов. Общая протяженность сетей водоотведения составляет 17,7 тыс. км, и 7,2 тыс. км (40%) из них подлежит замене.
Темпы замены сетей крайне низкие: только на их обновление потребуется 35-45 лет при всей неотложности вопроса. Общий износ сетей водоснабжения и водоотведения в РК составлял 51% в 2022 году. Соответственно, количество аварий в сетях ежегодно увеличивается в среднем на 4-5%, объем утечек возрастает, а суммарные потери в водопроводных сетях из-за износа труб достигают 30% и более объема поданной воды.
Где взять деньги на воду
Модернизация водной инфраструктуры является крайне капиталоемким мероприятием. На ее финансирование не хватает бюджетных средств, а частный капитал не видит экономического интереса в своем участии в секторе – инвестиции возвращаются слишком долго.
В последние 25 лет в стране было осуществлено несколько государственных и отраслевых программ для обеспечения населения качественной питьевой водой. Но их реализация не улучшила состояние водоснабжения. Проблема в том, что в республике нет единого органа, который отвечал бы за развитие и регулирование деятельности городского и сельского водоснабжения.
Pexels
Отсутствует закон о питьевом водоснабжении и водоотведении, который должен регулировать отношения в этой сфере. Уполномоченные государственные органы не взаимодействуют на постоянной основе: Министерство промышленности и строительства и Министерство водных ресурсов и ирригации не осуществляют межотраслевую координацию и планирование перспективного развития водоснабжения и водоотведения совместно с местными исполнительными органами.
Таким образом, проблемы и задачи водоснабжения городов и сельских населенных пунктов не находят решения на государственном уровне, считают в ЕАБР. Предприятия водоканалов являются естественными монополистами. Их деятельность регулируется антимонопольным, водным и другими законодательствами. Законодательство Казахстана не предусматривает каких-либо ограничений права собственности на объекты систем коммунального водоснабжения и водоотведения.
Одним из вариантов комплексного решения вопроса финансирования сложной инфраструктуры является привлечение международных банков развития, которые имеют долгосрочные ресурсы для кредитования таких проектов. Потенциал таких банков в финансировании сектора водоснабжения и водоотведения значителен. На данный момент сектор занимает всего 6% от общего объема финансирования стран Центральной Азии, одобренного международными финансовыми организациями (67,5 млрд долларов за период 2008-2023 годов).
Водный катарсис
Обеспечение питьевой водой будет напрямую зависеть от эффективности управления спросом и предложением водных ресурсов в целом. Выступая на форуме, первый вице-министр водных ресурсов и ирригации Казахстана Болат Бекнияз рассказал о применяемых подходах, изменениях в регуляторных актах и необходимых реформах.
Stock87
Чиновник представил новую Концепцию развития системы управления водными ресурсами Казахстана на 2024-2030 годы. Она включает семь подходов, включая модернизацию инфраструктуры и применение водосберегающих технологий. Ожидается, что к 2030 году будет достигнуто увеличение доступных водных ресурсов на 2,4 км³, сохранение их объема на уровне 1,9 км³, сокращение потерь воды в сельском хозяйстве с 50% до 25%, обеспечение орошения 2,5 млн гектаров земли и замена 16 насосных станций и 15 агрегатов.
Это позволит стране провести активную реновацию и снизить влияние природных факторов на экономику Казахстана. По мнению главного экономиста ЕАБР Евгения Винокурова, 2023 год стал своего рода «водным катарсисом». Евгений Винокуров подчеркнул необходимость как можно быстрее приступить к комплексному решению водного вопроса, через межстрановую кооперацию и более широкое применение современных сберегающих технологий. Учитывая, что регион ежегодно тратит от 150 до 300 млн долларов на ирригационное оборудование, ЕАБР планирует активно поддерживать развитие этого направления.
Анна ЧЕРНЕНКО