Олонхо и близкая духом Якутия

66429
Фото: автора и Кристины НОВГОРОДОВОЙ

В Дни культуры Якутии в Казахстане, которые состоялись этой весной, прошли запоминающиеся выступления, поспособствовавшие культурному обмену двух народов. Диалог культур стал не только уникальным аспектом взаимообогащения, но и масштабной творческой площадкой, как для зрителей, так и для артистов. В программу выступлений входили выставки, музыкальные и танцевальные выступления, спектакли. Своими впечатлениями о гастролях в беседе с нашим корреспондентом поделился директор Государственного театра оперы и балета Республики Саха им. К. Сивцева-Суорун Омоллоона Владислав ЛЕВОЧКИН.

Владислав Валерьевич, в рамках Дней культуры Республики Саха (Якутия) в Казахстане ваш театр впервые побывал с гастролями в нашей стране и Кыргызстане. Как вы оцениваете успехи вашего театра в центральноазиатских странах? 

– С деятелями профессионального искусства Казахстана нас связывают долгие теплые взаимоотношения. Мы часто выезжали друг к другу на фестивали и конкурсы. Наши оперные певцы Иван Степанов, Альбина Борисова, Нина Чигирева, Марина Силина выступали с концертными программами в Астане и Алматы. К нам, в Якутск, в свою очередь приезжали и участвовали в наших совместных проектах Амир Жексембек, Альфия Каримова, Досжан Табылды, Бахтияр Адамжан, Нуржан Байбусинов, Надия Наденова, Балуан Беркенов, Диана Нурканова.

Вместе тем таких масштабных гастролей, которые нам удалось осуществить в этом году при поддержке Правительства Якутии и Министерства культуры России, не было еще никогда. В состав делегации в рамках Дней культуры Якутии в Республике Казахстан вошло около 370 человек, и 260 из них были задействованы в национальной опере-олонхо «Ньургун Боотур», которую мы представили на сценах театра «Астана Балет» и Казахского национального театра оперы и балета им. Абая.

Очень бы хотелось, чтобы гостеприимно встретившая нас сторона сделала такой же ответный выезд, а якутяне тоже смогли по достоинству оценить высокие профессиональные достижения в музыкальном искусстве очень близкого нам по духу, братского казахского народа. Мы благодарим всех зрителей, которые встречали нас овациями, цветами, искренними отзывами.

– Вы решили показать нашим зрителям олонхо-оперу. А творчество олонхо объявлено ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества! Расскажите, пожалуйста, поподробнее об искусстве олонхо и о том, как это отразилось в опере «Ньургун Боотур», которая была основана на якутском эпосе.

– Мы планировали гастроли сразу после подписания в январе 2023 года президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и главой Республики Саха Айсеном Сергеевичем Николаевым меморандума о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-гуманитарном сотрудничестве. И в первую очередь мы ставили цель привезти последнюю постановку оперы-олонхо «Ньургун Боотур» как наивысшее проявление совокупных достижений профессионального искусства Якутии за последние сто лет.

Именно в 1922 году была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика. И именно к столетию этого события была создана последняя версия спектакля в постановке Народного артиста России, выдающегося режиссера современности Андрея Борисова, который в настоящее время является Государственным советником Республики Саха (Якутия).

Олонхо – это якутский национальный эпос, который несет в себе самые архаичные черты устного эпического творчества тюркских народов. Основное внимание в нем уделяется сотворению мироустройства, возникновению человеческого рода и борьбе сил, олицетворяющих добро и зло.

Верхний мир, в котором живут божества, Средний мир, населенный людьми, и Нижний мир, где обитают демоны, находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве. Фантастический сюжет делает оперу интересной для всех возрастов.

Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» было записано одним из основателей нашей республики, якутским писателем и поэтом Платоном Ойунским. Другой наш классик Суорун Омоллоон, имя которого носит наш театр, написал либретто, к которому первый профессиональный композитор из якутского народа Марк Жирков в сотрудничестве с советским композитором Генрихом Литинским написал в 1947 году нашу оперу, основанную на музыкально-драматическом спектакле «Ньургун Боотур Стремительный», поставленном в 1940 году.

В 2022 году была осуществлена шестая постановка этого спектакля в новой оркестровке для того состава симфонического оркестра в 70 человек, который мы сейчас имеем. Когда писалась опера, оркестр состоял из семи человек, поэтому разница в музыкальном наполнении огромная. Молодой российский композитор Руслан Мурсякаев внес в оркестровку динамичное современное звучание.

При этом режиссер Андрей Борисов добавил в постановку звучание наших национальных инструментов хомуса, кырымпы, барабанов в исполнении музыкантов Театра олонхо, художественным руководителем которого он является. Спектакль восторженно встретила не только якутская публика, но и зрители Мариинского и Большого театров.

– Расскажите о балетных постановках, которые были представлены нашим зрителям.

– В рамках «Вечера современной хореографии» мы показали два одноактных спектакля в постановке главного балетмейстера театра, Заслуженной артистки России Екатерины Тайшиной. Это балет «Геометрия движения», в котором перед зрителем предстают яркие зарисовки из стремительной городской жизни, и премьерная постановка «Сияющий камень», рассказывающая романтическую легенду о возникновении главного бренда современной Якутии – алмазов.

Через эту  программу мы постарались показать высочайший уровень якутской балетной труппы. Наши артисты исполняют как классический репертуар, например, три мировых шедевра Юрия Николаевича Григоровича, которые маэстро сам поставил на нашей сцене, так и всегда готовы на эксперименты.

Отдельно хочу рассказать о «Сияющем камне», автором либретто которого выступил я сам. Это мой второй опыт работы над балетом. Спектакль был создан при поддержке «АЛРОСА». Благодаря этому нам удалось его насытить самыми современными спецэффектами. Вместе с тем высокие технологии зрелищности не перебивают суть хореографии, не довлеют над ней, что очень важно в работе над балетом.  

Специально для премьеры была создана новая музыка нашим композитором, автором гимна Республики Саха (Якутия) Кириллом Герасимовым.

– В Якутии прошел XI фестиваль классического балета «Стерх», куда были приглашены артисты наших театров. Это было успешное сотрудничество?

– Да. В фестивале «Стерх» приняли участие ведущие солисты театра «Астана Балет» Айнура Абильгазина и Сундет Султанов. Они представили адажио из балета «Спартак» и дуэт из балета «Орфей и Эвридика» на гала-концерте закрытия и, несомненно, восхитили зрителей. В этом году на сцене нашего театра выступила Гуля Каленова из алматинского хореографического училища.

Наши зрители всегда с интересом посещают программы с участием казахских артистов. И, конечно, они были бы очень рады, если бы профессиональный коллектив из Казахстана смог бы посетить нас в таком же масштабе, как прошедший выезд нашего театра.

– Что вы можете сказать об артистах нашего театра, об оркестре?

– К сожалению, плотный график гастролей в Казахстане позволил посмотреть только спектакль «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева в театре «Астана Опера». Мы были искренне восхищены близостью наших культур и мировоззрений, особым уважением к традициям и потребностью в формировании национального репертуара. Мы специально посетили казахскую национальную оперу, поскольку привезли вам свою, и увидели много общего. Это касается и художественных решений, и слияния академической музыки и народного исполнительства, и обращения к героическим образам. Уверены, что казахский зритель тоже это оценил и увидел различия и сходства. 

– За время гастролей появились ли какие-то совместные планы и проекты для расширения культурного сотрудничества Якутии и Казахстана?

– Конечно, мы хотели бы наращивать наше творческое сотрудничество и уже получили несколько предложений об участии наших постановщиков в проектах театров Казахстана. Мы также внесли предложения по показу наших спектаклей с приглашенными солистами из ваших театров в рамках празднования 80-летия Победы. Так, например, у нас с большим успехом идет опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие». Этот материал прекрасно знаком казахским артистам. И у нас мог бы получиться замечательный совместный проект!

Айгуль БЕЙСЕНОВА, фото автора и Кристины НОВГОРОДОВОЙ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -