Как взрастить экономику высокого передела

104709
Фото: из архива ДК и с сайта freepik.com

Правительство инициировало очередную фазу диверсификации экономики и создания промышленного каркаса республики. Хотя аналитики давно рекомендуют правительству сократить финансирование чересчур большого количества государственных программ поддержки экономики.

Вливание средств в программы является активным бюджетным стимулированием экономики. Но, как считают аналитики, когда программ уж очень много, появляется негативный подтекст: государство давит на частный сектор, нарушается ценообразование в кредитовании, чиновники могут позволить себе не считать деньги – их в достатке выдадут еще.

На этом фоне вполне здравым выглядит инициатива правительства по диверсификации экономики и стимулированию отечественного производства в рамках перспективных направлений с полноценным запуском системы офтейк-контрактов. Напомним, они представляют собой договоры на поставку товара, поставляемого производителем на заранее оговоренных условиях. Иными словами, намеченные к производству внутри страны необходимые товары получат гарантированный рынок сбыта. Это упростит производителям задачу, ведь отсутствие перспектив сбыта или очень дорогие его условия сильно ограничивают желание бизнеса заниматься товарным производством.

Реализм перспектив и реалии

Новые проекты запланированы в обрабатывающей промышленности. По вкладу в ВВП обрабатывающая промышленность на сегодня сохраняет третье место после горнодобывающей и торговли – 13,3%. Отрасль машиностроения создает хороший мультипликативный эффект и стимулирует привлечение передовых технологий. Но и ей нужны стимулы для ускорения.

По данным официальной статистики, в январе-июле 2024 года Индекс промышленного производства в машиностроении составил 104,7%, хотя за аналогичный период 2023 года Индекс составил 128,7%. Государственная ставка сделана на развитие нефтегазового машиностроения, автомобилестроения и железнодорожного машиностроения.

Казахстан разрабатывает большие запасы нефти, используя преимущественно зарубежное оборудование. Во многих странах нефтедобыча стимулировала развитие собственной крепкой базы нефтегазового машиностроения. У нас нефтегазовое машиностроение пока развивается медленно. Налажено производство частей для насосов и компрессоров, кранов, клапанов, вентилей, арматуры для трубопроводов, баков и цистерн. В скором времени будет запущено производство запорной арматуры, насосного, компрессорного и гидроциклонного оборудования, винтовых насосных систем и расширение производства нефтегазового оборудования.

Новая программа поддержки направлена на расширение товарной номенклатуры. Будет производиться запорная арматура, насосное, компрессорное и гидроциклонное оборудование, винтовые насосные системы, расшириться производство и другого нефтегазового оборудования.

Автомобилестроение является одной из приоритетных и наиболее динамичных отраслей Казахстана. В стране производится мелкоузловая сборка популярных зарубежных брендов с планами перехода на более сложный уровень сборки транспортных средств. В рамках господдержки планируется к 2027 году поэтапное доведение доли мелкоузловой сборки до 50% от общего объема производства. В рамках развития автокомпонентной базы в малых промышленных зонах городов Костаная и Алматы реализуются проекты по производству сидений, пластиковых деталей и мультимедийных систем.

Пенсионное плечо крепче… монополиста

С производством собственных вагонов сложилась непростая ситуация. Экономика, поставившая в приоритет развитие транспортной логистики и перевозок, с использованием транспортно-логистического потенциала, оказалась в долгосрочной ловушке дефицита вагонов: грузовых и пассажирских.

Зимой правительство сообщило, что пенсионные накопления казахстанцев были вложены в облигации холдинга «Байтерек», который потратил часть денег на покупку ж\д вагонов. Наверное, неправильно тратить пенсионные деньги на задачи, которые должен самостоятельно решать национальный монополист-перевозчик КТЖ. У нацкомпании есть прибыль, но она перегружена долгами. По этой причине чиновники говорят о необходимости оптимизации затрат группы компаний КТЖ для финансового оздоровления.

Вместе с тем государство не намерено отказаться от помощи своей ж\д «дочки». Деньги будут вкладываться в развитие железнодорожного кластера с освоением на действующих производствах практически всей линейки продукции для ж/д транспорта и магистральных путей: от мелких изделий до грузовых полувагонов. Реализация данных проектов позволит повысить уровень локализации в железнодорожном машиностроении до 50% к 2030 году.

Кластеро-строители…

Большое внимание отводится развитию внутренней переработки первичного сырья. Предприятия обрабатывающей промышленности и крупные горнодобывающие компании подписали 25 соглашений, обеспечивающих внутреннюю переработку первичного алюминия и медного сырья. В 2023 году объем переработки алюминия составил 51 тысячу тонн, что на 20% больше по сравнению с 2022 годом и на 70% – по сравнению с 2021 годом. В 2024 году планируется увеличить переработку до 72 тысяч тонн. 

Для увеличения переработки в области Абай планируется построить медеплавильный завод мощностью 300 тысяч тонн меди в год. Завод станет частью кластера, объединяющего медный рудник и современное медеплавильное производство. В рамках ввода крупнейшего предприятия до 2029 года объемы производства меди планируется увеличить с 450 тысяч до 750 тысяч тонн. 

К «перезапуску» готовится сталелитейная отрасль. Здесь флагманом выступает вернувшийся в казахстанскую собственность карагандинский гигант Qarmet. Он должен расширить деятельность за счет увеличения производства стали до 10 млн тонн. В планах правительства и новые проекты по производству стали специального назначения «Казахсталь». Она должна поставляться на внутренний рынок для нужд железнодорожного машиностроения и его компонентов – локомотивов, вагонов и комплектующих.

Проекты позволят увеличить выпуск стали в Казахстане на 25%, с 4,2 млн до 5,4 млн тонн. Кроме того, решается вопрос обеспечения сырьевой базы для литейной отрасли. Компания ERG совместно с BAOWU Steel в городе Рудном планируют запуск производства горячебрикетированного железа. Углубленная переработка железорудного сырья позволит обеспечить на 100% сырьевую базу для сталелитейных производств.

…и просто строители – двигатели прогресса

Строительство показывает стабильные и высокие темпы роста и вносит значительный вклад в рост ВВП. Индекс физического объема строительных работ в январе-июле вырос на 108,7%. Строительство традиционно создает высокий мультипликатор в экономии при условии обеспечения строек материалами собственного производства.

В строительной индустрии отечественные производители на сегодня покрывают потребности внутреннего рынка в базовых строительных материалах: по бетону на 100%, цементу – на 93,7%, сухим строительным смесям – на 98,3%. До 2029 года планируется реализация 170 новых проектов, в том числе по производству санфаянса, напольных покрытий, фиброцементных панелей, обоев, керамических плиток, облицовочных кирпичей, теплоизоляционных, кровельных и фасадных материалов. Это позволит увеличить долю местного содержания в стройиндустрии до 85%.

Уделено внимание и производству электротехники. Ее производство занимает небольшое место в совокупном ВВП. И правительство не теряет надежны получить максимальную отдачу от иностранных производителей не только за счет поставок готовой продукции, но и локального производства отдельной номенклатуры товаров. Поэтому создаются производства бытовой техники за счет привлечения новых инвесторов, таких как китайская компания HKC Corporation и южнокорейская Samsung Electronics на базе действующего предприятия ТОО «Silk Road Electronics» в городе Сарани.

Как видно, правительство реализует крупные проекты по созданию кластеров высокого передела в приоритетных направлениях обрабатывающей промышленности. В их число вошли 17 проектов в металлургической и химической отраслях, нефтегазохимии, автомобилестроении и других сферах. Эти инициативы направлены на углубленную переработку сырья и развитие смежных отраслей, что будет способствовать устойчивому росту экономики в целом.

Анна ЧЕРНЕНКО, фото из архива ДК и с сайта freepik.com

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -