Навигация для скорой, планшет для доктора

44506
Фото: Валерия БУГАЕВА

В Послании народу Казахстана президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости реализации комплексных мер для укрепления здоровья нации и перезагрузки системы социальной поддержки граждан.

Одним из главных направлений этой государственной задачи глава республики назвал комплексную цифровизацию медицины. «Вместо нескольких десятков ныне действующих разрозненных программ и баз данных необходимо создать единую государственную медицинскую информационную систему. Она должна обеспечить сквозной контроль и объективность данных для всех организаций здравоохранения, получающих госзаказ, независимо от их формы собственности. Правительству следует безотлагательно заняться решением этой актуальной задачи и отчитываться о ходе работы мне и депутатскому корпусу».

Такое свое решение Президент РК обосновал так: «В этом году в систему здравоохранения направлено почти 3,3 трлн тенге бюджетных средств. Однако отдача от таких вливаний все еще под вопросом. Перекосы между обязательствами всех участников системы медстрахования породили волну фальсификаций. Нередко пациентам предлагается получить гарантированные государством услуги на платной основе или ожидать их оказания в течение нескольких месяцев. Такая практика неприемлема».

Медицина Казахстана уже не один год делает в своей работе ставку на компьютеризацию и передовые IT-технологии, что позволяет систематизировать и улучшить работу медучреждений и выполнять сложнейшие операции. Но это еще не финиш возможностей отрасли и медиков. Здесь, как говорится, главное начать, а затем идти вперед. При этом, замечу, в данном деле не все так «фантастично» и «заумно», как кажется, если планомерно идти от простого к сложному. Так как на этом пути нет предела совершенству. Что подтверждает опыт работы Павлодарской областной станции скорой медицинской помощи. 

В мае 2010 года эту организацию возглавил кандидат медицинских наук Канадан Ахметжанов, который перешел сюда работать из крупной металлургической компании. Спустя короткое время после этого я брал у него интервью и спросил: «В чем был смысл перехода, если у металлургов медикам работалось гораздо спокойнее?». На это последовал короткий ответ, что здесь, в скорой помощи, он чувствует себя на передовой линии медицины. И это, похоже, как раз был тот случай, когда не место красит человека, а человек – место.

Начну с того, что здание скорой помощи было построено еще в начале прошлого века и основательно обветшало. Так вот, в нем за четыре месяца был сделан капитальный ремонт (медики до сих пор не думают куда-либо переезжать), при этом станция не прекращала работу. Следом был открыт круглосуточный буфет, которого сроду не было, а весь персонал переодели в удобную униформу.

Тогда же я спросил: откуда деньги на все эти новшества. Оказалось, что руководитель надеется не только на поддержку государства, но и на поиски так называемых внутренних резервов. Он в то время перевел машины с бензина на газовое топливо. Этим самым – «убил двух зайцев». Во-первых, в результате перевода на газовое оборудование расходы на ГСМ снизились с 18 до 11,8 млн тенге. Во-вторых, исчезло (тоже расточительное) приворовывание водителями бензина. Но главное – у скорой помощи появилась экономия почти в восемь миллионов тенге.

И раз речь зашла об автотранспорте, который час­то ломался, скажу, что за него взялись основательно. Как оперативную задачу ввели двухсменную работу механиков-ремонтников. Одновременно на всех уровнях начали добиваться замены санитарных машин. Сегодня у областной станции скорой помощи более 140 автомобилей, которые под контролем. Дело в том, что ССМП с 2011 года начала осуществлять GPS-мониторинг передвижения санитарного транспорта области на электронно-цифровой карте, а также мониторинг и координацию деятельности станций СМП в региональном масштабе. В настоящее время все санитарные автомобили облас­ти оснащены навигационной системой с центральным пультом управления в областной станции.

С внедрением в работу GPS появилась возможность сократить время прибытия на место вызова, обеспечить эффективную маршрутизацию, осуществлять контроль расхода горюче-смазочных материалов, своевременно оказывать помощь пострадавшим на трассах области. С помощью GPS прослеживается четкая тенденция к улучшению оперативных показателей. Так, даже на начальной стадии внедрения среднее время доезда сократилось до 13,8 минуты, среднее время выполнения вызова – 39,5 минуты. Сегодня эти показатели еще лучше.

В настоящее время брига­ды скорой помощи области не только разбиты на участки (зоны свое­го действия и оперативного приезда к пациентам), оснащены необходимым мед­оборудованием и препаратами, но и планшетами с выходом в интернет. Эффект от этого новшест­ва таков: бригады, в которых имеется кардиометр, в среднем на шесть минут быстрее выполняют вызовы к больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что положительно влияет на оперативность работы. Плюс к этому создан компьютерный архив электрокардио­грамм на больных, которым записывались ЭКГ при помощи кардиометра, что немаловажно для исключения острой коронарной патологии.

Но и это еще не все. В планшеты заложены характерные и подробные симптомы всех болезней, и медики бригад могут проверить свои поставленные диагнозы. Как результат – за данный период не было ни одного случая ошибок и поздней доставки на лечение сердечников. Здесь надо добавить и то, что, к примеру, в Павлодаре специалисты станции проанализировали время и городские кварталы частых вызовов скорой помощи, и теперь в нескольких точках областного центра дежурят специальные мобильные бригады, которые, как говорится, на подхвате.

И как не сказать о такой электронной программе: павлодарские медработники внедрили программу, которая автоматически формирует информацию о наличии медицинских препаратов и изделий. Система самостоятельно производит расчет необходимого запаса лекарств, анализируя фактические расходы службы по картам вызова. К этому следует добавить, что все автомагистрали области разбиты на участки и на них дежурят бригады скорой помощи в рамках ее оказания в течение «золотого часа», то есть времени для спасения пациента.

Можно и дальше рассказывать о цифровизации станции скорой помощи региона. Но остановлюсь на таком моменте. Есть выражение: кадры решают все. Так вот, областная станция скорой помощи знаменита в Казахстане не только тем, что планомерно внедряет все новое и передовое и как-то сама собой стала не только городской, но даже региональной оперативной медициной, но и тем, что взяла на себя обучение медработников своего и других ведомств.

На станции работает учебный центр по непрерывному профессиональному образованию медицинских работников службы скорой помощи области и подготовке парамедиков. Результатом этого обучения, как подсчитали, стало снижение случаев смерти на догоспитальном этапе с 45 до 19. То есть на 21% снизились случаи смерти на этапе транспортировки. Число случаев досуточной летальности уменьшилось с 0,5% до 0,3%, и на 67% повысилось число успешных реанимаций на догоспитальном этапе.

Еще один положительный момент профессиональной подготовки заключается в том, что в 2015 году введен метод интерактивного обучения медицинских работников районных служб. То есть методом цифровизации. И не случайно в Павлодар приезжают медики из других областей Казахстана, чтобы перенять этот опыт с использованием IT-технологий. Консультируются и россияне.

Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар, фото Валерия БУГАЕВА

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -