Плюс – речные перевозки

61204
Фото: ati.su

В области Жетысу на границе с Китаем идет модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Особое внимание уделяется внедрению и масштабированию цифровых решений.

Так, обновленный автомобильный пункт пропуска «Алаколь» заработает в сентябре 2024 года. Там внедрены новые технологии контроля физлиц, багажа, товаров и транспортных средств, а также системы связи и обмена данными. Это позволит увеличить пропускную способность поста с 200-250 до 1000 грузовых автомобилей в сутки.

Развитие инфраструктуры на границе с Китаем

В начале года на территории международного транспортно-логистического центра Nur Zholy Customs Service был открыт склад временного хранения Dostyk Customs Service. Он ускорил таможенную обработку грузов на КПП «Алаколь». Сегодня пропускная способность центра – 150-200 автотранспортных средств в сутки. Потенциал грузооборота составляет 1,2 млн тонн в год.

Планируется расширение многофункционального грузоперевалочного железнодорожного терминала Dostyk TransTerminal. Строительство дополнительной площадки обойдется в 3,2 млрд тенге. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры необходимо для удовлетворения растущих потребностей в грузоперевозках с Китаем. За последний год товарооборот между КНР и Казахстаном увеличился на 30%, достигнув $31,5 млрд.

Казахстан и Узбекистан удваивают товарооборот

В ходе бизнес-форума «Казахстан – Узбекистан», прошедшего в Астане, заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин объявил о планах достичь взаимного товарооборота в $10 млрд в среднесрочной перспективе. По итогам 2022 года он превысил $5 млрд. Сейчас Узбекистан занимает седьмое место в списке крупнейших торговых партнеров Казахстана. При этом на торговлю с Узбекистаном приходится более 57% всего товарооборота РК со странами Центральной Азии.

На двусторонних переговорах лидеры Казахстана и Узбекистана подчеркнули необходимость повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров. Это позволит нарастить объем грузов, перевозимых по территории обеих стран, отметил Касым-Жомарт Токаев. Кроме этого, президенты обсудили вопросы эффективного использования Транскаспийского маршрута и коридора Север-Юг, реализацию совместных проектов в рамках строительства железной дороги через Афганистан, открытие новых пунктов пропуска на границе. Все это должно придать новый импульс взаимной торговле. Между тем объем перевозок грузов по ТМТМ за 6 месяцев уже увеличился на 65% и составил 2,1 млн тонн.

Усиление портов и водных грузоперевозок

Казахстан предпринимает меры по увеличению пропускной способности своих портов с нынешних 21 млн тонн до 30 млн тонн к 2030 году. Одним из примеров таких мероприятий являются дноуглубительные работы в акваториях портов Курык и Актау. В этих работах задействована специализированная техника европейской компании Jan de Nul, которая будет углублять дно на полтора-два метра. Кроме того, Казахстан рассматривает перспективу выхода к северным морям РФ через Обь-Иртышский бассейн. Ожидаемый объем перевозок по этому маршруту составляет 2-2,5 млн тонн.

Для реализации этих планов в Казахстане создают дополнительные контейнерные терминальные мощности, обновляют перегрузочную технику, упрощают таможенные и административные процедуры, а также цифровизируют перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и коридору «Север-Юг». Это позволит удовлетворить растущие потребности в транспортировке грузов.

Новый транзитный коридор Россия – Китай

Мультимодальный коридор с использованием реки Иртыш позволит создать новый транспортный маршрут Россия-Казахстан-Китай. Проект предполагает организацию речных перевозок от Томска до поселка Тугыл на озере Зайсан. Грузы, перевезенные по реке Иртыш, будут далее доставляться либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом в сторону Китая и обратно. Это не только упростит логистику, но и ускорит доставку товаров.

В рамках реализации проекта необходимо создать дополнительную береговую инфраструктуру, так как существующего павлодарского речного порта недостаточно для полноценного функционирования нового коридора. В этой связи запланировано строительство дополнительных мощностей в городах Семее и Усть-Каменогорске. Кроме этого, в районе города Семея планируют построить судоходное гидротехническое сооружение стоимостью 5,6 млрд тенге. В районе поселка Тугыл запланировано возведение речного порта и прокладка железной дороги до границы с Китаем протяженностью 99 км (до Майкапчагая).

Аэропорты Казахстана будут мультимодальными центрами

Воздушные гавани Казахстана трансформируются в мультимодальные центры, оказывающие полный спектр логистических услуг, включая распределение грузов. Для этого планируется привлечь инвесторов с опытом управления подобными объектами.

Пилотные специальные экономические зоны (СЭЗ) сначала появятся в аэропортах Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе. В дальнейшем этот опыт будет использован другими региональными объектами. Основная цель создания СЭЗ – привлечение финансирования и улучшение инвестиционных условий. В настоящее время во всех четырех основных аэропортах ведутся работы по реконструкции или модернизации с учетом новой концепции развития воздушных перевозок.

Рената ЗОБОВА, директор казахстанского представительства международной Биржи грузоперевозок «ATI.SU»

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -