С принятием Казахстана Стратегии по достижению углеродной нейтральности в 2023 году перед нами встала задача глубокой трансформации практически всех отраслей экономики для достижения амбициозных целей по снижению парниковых выбросов и экологической нагрузки на окружающую среду. Пришло время создавать зеленые рабочие места и кадры для них.
Для достижения этих целей необходимо внедрение технологических, социальных, экономических и других мер, направленных на экологизацию экономики. Однако возникает важный вопрос: «Кто будет осуществлять эту трансформацию?» Кто займется внедрением технологических инноваций? Ответы на эти ключевые вопросы требуют оценки степени обеспеченности кадрами, способными принять участие в переходе к климатически нейтральной, зеленой, конкурентоспособной и инклюзивной экономике.
Этот вопрос был поднят в числе первоочередных задач главой государства в сентябрьском Послании народу Казахстана. «Обеспечение экономики квалифицированными кадрами – это самая насущная задача, – сказал Касым-Жомарт Токаев. – Речь также идет о подготовке специалистов по профессиям будущего. Работа в данном направлении уже начата.
…Требуется синхронизировать инновационную политику с научно-технологическими приоритетами страны. Это позволит придать импульс отраслевым инновациям, раскрыть потенциал прикладной науки в вузах».
В числе задач климатической повестки, кадровый вопрос также стоит в числе первых. Нам необходимо создавать новые профессии, заниматься подготовкой и переподготовкой кадров в области устойчивого развития. Именно такую задачу сейчас реализует Международный Центр зеленых технологий и инвестиционных проектов по поручению Министерства экологии и природных ресурсов РК. Начиная с 2018 года и по сей день, мы проводим трудоемкую работу по анализу 2700 предприятий производственной промышленности в целях их подготовки и перехода на принципы наилучших доступных техник (НДТ) в соответствии с новым Экологическим кодексом. На сегодняшний день Бюро НДТ разработало 16 нормативных документов – отраслевых справочников на основе международного стандарта BREF, предоставляющих широкий перечень технологий НДТ.
Эти документы позволяют предприятиям выбирать наиболее подходящие технологии в зависимости от их технических, финансовых и иных возможностей, а также от условий адаптации к местным производственным требованиям. Разработка подобного рода нормативных документов для одной отрасли в европейских странах занимает от 3 до 5 лет.
Такая работа требует проведения расширенного комплексного технологического аудита (КТА) производственных процессов для выявления объемов выбросов и загрязняющих веществ на всех этапах технологического цикла. Результаты КТА требуют продолжения работы с экспертами и техническими специалистами производства, что подразумевает формирование технических рабочих групп для разработки отраслевых справочников с последующим их обсуждением с общественностью.
В нашем случае центр ведет эту сложную непрерывную работу с нарастающим темпом: в первый год мы разработали два справочника, затем четыре, и в перспективе планируем разработать шесть, так как, согласно Экологическому кодексу, ТОП-50 предприятий обязаны перейти на принципы НДТ.
Думаю, Минэкологии справедливо поднимает вопрос о том, готовы ли наши кадры к внедрению технологий НДТ и низкоуглеродной политике во всех отраслях промышленности Казахстана. По нашему мнению, и согласно проведенному комплексному аудиту, внедрение принципов НДТ может стать активом в различных отраслях: это сближает науку и производство, усиливает привлечение инвестиций, становится одним из факторов ESG, определяет новые модели обучения в академической среде и многое другое.
Решение такой комплексной задачи требует от центра проведения многочисленных переговоров, опросов, анкетирования и интервью со всеми стейкхолдерами и отраслевыми ведомствами, имеющими отношение к подготовке кадров новой формации. В результате проведено более 20 интервью с руководителями крупных энергетических предприятий, опрошено более 78 организаций промышленности, 38 высших технических учебных заведений.
Анализируя степень обеспеченности кадрами в области зеленой экономики, наш центр столкнулся с проблемой отсутствия в стране утвержденного определения «зеленые рабочие места», а данные Бюро Национальной статистики не позволяют составить ясную картину.
Подводя итоги нашего камерального исследования кадрового обеспечения в целях реализации задачи углеродной нейтральности, мы считаем необходимым:
- внедрить в учебные и рабочие планы вузов дисциплины или элективные курсы по НДТ, изменению климата, ESG-трансформации, углеродному регулированию, карбоновой политике и другим направлениям, связанным с изучением аспектов изменения климата;
- создать центры повышения квалификации на всех региональных и отраслевых уровнях, где сосредоточены производственные объекты, внедряющие низкоуглеродную политику;
- проводить научно-исследовательскую работу по изучению климатической политики для формирования экспертного сообщества в стране, которое будет способствовать переходу к низкоуглеродной экономике.
Для решения этих задач необходим системный, комплексный, всесторонний подход, включающий взаимодействие и координацию различных секторов: политики, технологий, законодательства, общественного мнения и других смежных направлений. Это позволит достичь эффекта абсолютного декаплинга (процесс отделения экономического роста от негативного воздействия на окружающую среду- ред.) без увеличения давления на природные ресурсы и окружающую среду, что станет эффективной мерой в достижении углеродной нейтральности.
Гульбазар МЕДИЕВА, д.э.н., академик НИА РК, руководитель Офиса НТР, НТС при Международном центре зеленых технологий и инвестиционных проектов