Экономика ждет межведомственного консенсуса

14102
Фото: freepeik.com

Президент страны призывает убрать дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политикой и больше стимулировать кредитование экономики.

Президент Касым-Жомарт Токаев в очередном Послании народу Казахстана обратил внимание на дисбаланс между денежно-кредитной политикой (ДКП) Национального банка и фискальной политикой правительства. Президент констатировал, что кредитование реального сектора по-прежнему находится не на должном уровне.

Не решен и вопрос достаточного фондирования малого и среднего бизнеса. Это негативным образом сказывается на деловой активности в стране, устойчивости и поступательном росте экономики, сказал президент, призвав правительство и Национальный банк сообща выработать оптимальное решение данной проблемы.  

И прежде всего, стимулировать банки вкладывать больше средств в экономику.

Говоря о дисбалансе, нужно вспомнить, что фискальная политика – это налогово-бюджетная политика Министерства финансов. Она представляет собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов и доходов государственного бюджета. Основные инструменты фискальной политики: налоги, трансферты, государственные закупки товаров и услуг.

Денежно-кредитная политика Национального банка – это комплекс мер, направленных на регулирование стоимости денег в экономике для обеспечения стабильности цен. Национальный банк управляет ДКП путем контроля базовой ставки, ставок вознаграждения по основным операциям ДКП, резервных требований к банкам и установления ограничений по отдельным финансовым операциям – например, по вывозу валюты за границу.

Экономика в основе своей финансируется банками. Их кредитная активность привязана к величине базовой ставке, ставкам вознаграждения по основным операциям ДКП и нормам резервов – чем выше нормы, тем меньше у банков свободных денег для бизнеса. В последнее время Национальный банк не завышает нормы резервирования и снижает базовую ставку.

Сейчас она составляет 14,25%, а год назад была 16%. К снижению базовой ставки привела макроэкономическая стабилизация: снизилась инфляция на фоне снижения проинфляционных рисков и инфляционных ожиданий населения. Но, по мнению банкиров, ставка еще не пригодна для активного кредитования реального сектора. Если посмотреть статистику за первое полугодие, то при росте ВВП в 3,3% займы юридическим лицам выросли на 2,6%, а физическим лицам – на 9,9%, в том числе потребительские займы выросли на 12,5%. То есть, экономический рост софинансируется еще из других источников – государственных средств.

Но в бюджете не так много денег для кредитования реального сектора. Идет неисполнение доходной части бюджета по основным налогам. Бюджетные расходы поддерживаются трансфертами из Нацфонда. И в этом плане президент отметил, что средства Нацфонда в первую очередь должны служить интересам государства и использоваться для достижения стратегических целей, а не обслуживать зарубежные финансовые институты.

Нацфонд выступает важнейшим инструментом обеспечения долгосрочной макроэкономической стабильности, поэтому требуется его эффективное управление. Президент также указал, что одних лишь государственных финансов для обеспечения динамичного экономического роста недостаточно. Нужно создать благоприятные условия для повышения деловой активности через привлечение в экономику частных инвестиций. Для этого прежде всего необходима стабильная налоговая политика, стимулирующая качественное развитие и ответственное поведение бизнеса.

В данный момент обсуждается новый Налоговый кодекс. Предлагается убрать льготы для банковского сектора при уплате корпоративного подходного налога (КПН) и сделать ставку для банков одинаковой с игорным бизнесом в 25%. Банкиры и Национальный банк, разумеется, против. Глава Национального банка Тимур Сулейменов выступает за единую ставку КПН для всех субъектов бизнеса, без разграничений по видам деятельности – во избежание дискриминации отдельных направлений бизнеса. Но в идею поднятии КПН для банков заложен здравый смысл.

Банки – частные финансовые институты, и заставить их активней кредитовать экономику никак нельзя. Но и правительство не может бездонно расширять государственное кредитование. Нужен консенсус между условными кнутом и пряником, чтобы частные банки заинтересовались кредитованием. У банков есть деньги на кредиты. За январь-июль 2024 года чистая прибыль банков составила 1 389 млрд тенге, что на 12,3% больше по сравнению с соответствующим периодом 2023 года. Рентабельность банковских активов (ROA) на 1 августа 2024 года составила 4,5%, рентабельность капитала (ROE) – 33,2%. На каждый вложенный тенге усредненно акционеры банков получили отдачу в треть тенге.

В Послании президент подчеркнул, что международные эксперты относят казахские банки к одним из самых прибыльных среди стран, богатых ресурсами. Поэтому речь идет о справедливом налогообложении данного сектора. Уплачиваемые банками налоги должны быть соразмерны дивидендам их акционеров. Данный подход выглядит особенно логичным на фоне государственной помощи, оказанной банкам. В то же время президент уточнил, что нужно оптимизировать налоговые режимы, не ухудшая при этом действующие выгодные условия для предпринимателей.

Консенсус между Национальным банком и Минфином в плане роста экономики будет заключаться в едином подходе к инструментам стимулирования экономического роста. Меры не должны противоречить друг другу. Требуется совместное решение, как стимулировать частный сектор больше вкладывать в экономику через оптимальные налоги, размеры трансферта и рабочие денежные ставки.

Анна ЧЕРНЕНКО

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -