Устойчивое развитие сельскохозяйственной отрасли обеспечивается путем полной цифровизации аграрного сектора и рационального использования земельных ресурсов в соответствии с национальным проектом по развитию АПК в Казахстане, уверен министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров.
И важную роль в реализации этих задач играют специалисты новой формации, которых готовят профильные вузы. Так, Казахский агротехнический исследовательский университет имени Сакена Сейфуллина, опираясь на современные методы образования, уделяет большое внимание воспитанию конкурентоспособных специалистов. При этом большую роль играют научно-исследовательские лаборатории.
В целях реализации Послания главы государства, 13 сентября в стенах вуза состоялось открытие исследовательской лаборатории Platonus Lab. Учитывая важность цифровизации в вузах, министр науки и высшего образования С. Нурбек отметил: «Сегодня во всем мире и в нашей стране говорят о трансформации и миссии университетов. В сфере образования начались интересные эксперименты. Цифровые технологии меняются каждый день, особенно в сфере высшего образования. Мы должны адаптироваться к современным тенденциям и требованиям».
Исследовательская лаборатория Platonus Lab создает информационно-образовательную среду в университете, развивает его цифровой образовательный фонд, применяя новые эффективные методы обучения и глубоко погружаясь в процесс подготовки программ, тем самым повышая экономическую эффективность учебного процесса.
Отмечается, что кафедра планирует проводить научные исследования в области цифровизации образовательного процесса с привлечением студентов. В рамках исследовательской лаборатории предполагается, что на подготовку обучающихся к самостоятельной работе по учебному плану отводится час, формируется комплекс учебно-методической программы. В перспективе студенты и магистранты смогут ознакомиться с ходом создания информационной системы программы Platonus Lab. Студенты консультируются по этому предмету с преподавателями и лицом, ответственным за лабораторию.
В лаборатории также созданы условия для использования студентами и магистрантами необходимых программных продуктов. Исследовательская лаборатория Platonus Lab КазАТИУ им. С. Сейфуллина является исследовательским центром, обеспечивающим квалификацию обучающихся в разработке компьютерных программ. Лаборатория обеспечена необходимой компьютерной техникой, сетевым оборудованием.
В ней планируется работа по разработкам массовых открытых онлайн-курсов и размещение их на платформе автоматизированной информационной системы «Platonus» в модуле «Platonus Academy» с открытым доступом для обучающихся всех вузов, как нашей страны, так и за рубежом.
Говоря о цифровом наполнении вуза, нельзя не вспомнить интерактивный программно-аппаратный видео-комплекс «Jalinga», который используется для разработки цифрового контента для образовательного процесса. Разработанный преподавателями видео-контент располагается на канале КазАТИУ в современной площадке YouTube.
За текущий период созданы и рекомендованы к использованию в учебном процессе 217 курсов (152 дисциплины, 127 авторов: 104 на государственном, 103 на русском, 10 на английском языках) для всех трех уровней: для бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Кроме того, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) используются для распространения знаний среди производственных организаций, в том числе для предоставления образовательных услуг в дистанционном формате. Сотрудниками разработан программный модуль, где размещены 25 курсов (9 на государственном, 16 на русском языках), которые прошли или проходят тестирование. Курсы состоят из теоретической части, видео-лекций, заданий для закрепления изученного материала (семинары/практика/лабораторные), тестов с прокторингом. Результатом успешного освоения курса является сертификат.
«В 2023-2024 учебном году совместно с Миннауки наш университет участвовал в программе по обучению на платформе «Coursera». Использование этой платформы значительно расширяет возможности для интеграции в учебные программы и повышает мотивацию студентов. «Coursera» предлагает широкий спектр курсов по различным дисциплинам, что позволяет выбрать наиболее подходящий для интеграции в существующие программы. 500 студентов уже завершили онлайн-курсы КазАТИУ на «Coursera» и получили международные сертификаты. В этом 2024-2025 учебном году также 500 студентов зарегистрированы и проходят курсы», – сообщили в вузе.
С мая по август каждый обучающийся успешно прошел обучение от одного до четырнадцати курсов. В вузе предусмотрены правила перезачета результатов неформального обучения: в них рассматривается процедура зачета результатов обучения МООК, подтвержденных сертификатом, по дисциплинам образовательной программы. При внедрении МООК в учебный процесс вуз придерживается нескольких моделей. Как заявили в университете, цифровизация, процессы которой так активно внедряются в вузе, совсем скоро изменят подходы в сельском хозяйстве и обучении аграрной науке.
Татьяна ЗЛАЯ