В Казахстане за последние 12 месяцев объемы продаж увеличились на 3%, а в денежном выражении – на 11%. Эта тенденция отмечается и на мировых рынках, 47 из 68 демонстрируют рост продаж. Такие данные привела на недавно прошедшем в Алматы 20-м Конвенте «Мир торговли» Лейла Мусатаева, директор по работе с розничными сетями компании NielsenIQ Kazakhstan.
Но при этом важно понимать, что стоит за этими показателями. Согласно исследованию, динамика роста в основном обусловлена инфляционным фактором, а не увеличением физического потребления.
«После резкого падения объемов продаж в 2022-2023 годах мы видим восстановление в первой половине 2024 года. Но рост в деньгах объясняется в большей степени подорожанием товаров, а не увеличением спроса», – уточнила Лейла Мусатаева.
Хотя, по ее словам, рынок ритейла меняется. Растет доля продаж, которая приходится на современные форматы розницы (супермаркеты, гипермаркеты, специализированные магазины). Основные изменения связаны с увеличением числа современных торговых точек и сокращением традиционных магазинов. Традиционная розница остается востребованной: 15 визитов в месяц покупатели совершают именно в эти магазины. То есть традиционные каналы продаж остаются каналом, который покупатели в Казахстане посещают чаще всего. Однако онлайн-торговля набирает обороты. Рост онлайн-канала в этом году составил 131%.
При этом 37% казахстанцев с детьми уже совершают покупки онлайн, а среди домохозяйств с детьми, которые используют доставку в тот же день или возможность самовывоза, этот показатель достигает 53%. Онлайн-шоппинг особенно популярен в Алматы и Астане, где 63% и 62% жителей делали заказы в интернете за последний месяц. В регионах, например, Шымкенте (6%) и Актобе (3%) доля онлайн-покупок пока ниже, но ожидается ее дальнейший рост.
Как показывает исследование, покупательское поведение в Казахстане все больше зависит от скидок и акций. По доле промо-продаж Казахстан занимает четвертое место среди стран Восточной Европы, и 44,3% товаров здесь продается со скидками.
«В условиях высокой инфляции покупатели стремятся экономить, переключаясь на акционные товары. Это приводит к снижению лояльности к брендам, что становится вызовом для компаний», – пояснила Лейла Мусатаева.
При этом, эксперт подчеркивает, что в России зависимость от акций еще выше: в некоторых торговых сетях на промо-продажи приходится более 50% оборота.
Собственные торговые марки – СТМ – становятся важной частью потребительской корзины. В мире на них приходится 33,5% продаж, и, хотя в Казахстане эта доля пока составляет 1% продовольственной корзины, в непродовольственном сегменте она достигает 20%. Рост местных марок составил 34% за год, а наибольший успех они показывают в таких категориях, как подгузники, влажные салфетки, бумажные полотенца, освежители воздуха и туалетная бумага.
«Покупатели стали воспринимать товары под СТМ как качественную альтернативу известным брендам. Они оценивают их как выгодные и надежные, что создает потенциал для дальнейшего роста в этом сегменте», – отметила Лейла Мусатаева.
«Рынок ритейла сейчас переживает не просто период трансформации, а стремительное переосмысление всех ключевых процессов. Особую роль играет диалог между странами Центральной Азии и их соседями. Эти рынки, несмотря на свои особенности, объединяет стремление к устойчивому развитию, внедрению e-commerce решений и повышению качества обслуживания. Конвент «Мир торговли» помогает увидеть возможности роста и наладить взаимодействие на международном уровне. Наша цель – не только выявить тренды, но и сделать их доступными для бизнеса любого масштаба. Это особенно важно в условиях, когда потребитель становится более избирательным, а компании должны постоянно повышать свою эффективность и привлекательность для клиентов», – акцентирует Елена Саргалдакова, основатель Конвента «Мир торговли».
В алматинском Конвенте приняли участие более 400 представителей бизнеса, среди которых 70% – первые лица ведущих торговых сетей из Казахстана, России, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии и Армении. В Закупочном центре «Мира торговли» состоялось более 3 500 двусторонних встреч участников Конвента и представителей 87 торговых сетей из 9 стран СНГ, по итогам которых будут заключены контракты.
Тимур РАЕВ, фото пресс-службы Конвента «Мир торговли»