Базовая ставка и курс

91366

Комитет по денежно-кредитной политике Национального банка Республики Казахстан принял решение установить базовую ставку на уровне 15,25% годовых с коридором +/- 1 п.п. Это решение принято «с учетом обновленных прогнозов и оценки баланса рисков инфляции».

Так, годовая инфляция в Казахстане в октябре повысилась до 8,5% при существенном удорожании регулируемых услуг на фоне реализации программы «Тариф в обмен на инвестиции» и ослабления тенге. Также растет устойчивая часть инфляции. Ускорение инфляции придал рост цен на непродовольственные товары и рыночные услуги в условиях высокого внутреннего спроса. При этом проинфляционное давление внутри экономики сохраняется за счет продолжающегося фискального стимулирования ввиду неисполнения доходной части бюджета.

Давление факторов

Общее замедление глобальной инфляции, ослабление напряженности на рынке труда и более медленная деловая активность приводят к постепенному смягчению внешних монетарных условий в развитых экономиках. Вместе с тем внешнее инфляционное давление усиливается в результате роста мировых цен на продовольствие, который наблюдается последние месяцы, и более высокой инфляции и значительных курсовых колебаний в России. Отмечается значительно возросшая волатильность на финансовых рынках, что может отразиться на росте неопределенности и инфляционных ожиданий.

В базовом сценарии цена на нефть марки Brent пересмотрена в сторону понижения до 70 долларов за баррель в среднем до конца прогнозного периода. Прогноз инфляции на 2024 год уточнен до 8-9%. Прогноз на 2025 год пересмотрен в сторону повышения до 6,5-8,5%, на 2026 год – до 5,5-7,5%. При этом, как ожидает Нацбанк, устойчивая часть инфляции сложится вблизи 5% уже в 2026 году.

Прогноз по росту экономики Казахстана на 2024 год уточнен на уровне 4-4,5%. Прогнозы на 2025 и 2026 годы пересмотрены до 4,5-5,5% и 4,6-5,6% соответственно. Более низкие прогнозы связаны со снижением сценарных цен на нефть и умеренным внешним спросом. По оценкам Национального банка в течение прогнозного периода экономика будет расти в условиях расширения спроса, опережающего возможности внутреннего предложения. Это будет оказывать устойчивое проинфляционное давление.

"Совокупные денежно-кредитные условия смягчились на фоне ослабления обменного курса, снижения процентных ставок в реальном выражении из-за возросшей инфляции, а также ее повышенных прогнозов на предстоящие годы. В сочетании с возросшей волатильностью на финансовых рынках это потребовало повышения базовой ставки. На фоне волатильности на финансовых и энергетических рынках Комитет на ближайших решениях будет внимательно отслеживать необходимость дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики для скорейшего возврата инфляции к траектории устойчивого замедления и достижения таргета в 5%», – подчеркивают в Нацбанке.

Инфляция

После ускорения в октябре инфляция в ноябре вновь замедлилась в годовом выражении до 8,4%, а в месячном осталась на уровне 0,9%. Основной причиной такого замедления стало снижение темпов роста цен на платные услуги, в то время как темпы роста цен на продовольственные и непродовольственные товары продолжают расти, говорится в отчете Halyk Finance.

Сохраняются значительные проинфляционные риски, связанные с изъятиями из Национального фонда и ослаблением тенге. «Учитывая ускорение в октябре, темпы потребительской инфляции в ноябре вновь замедлились и составили 8,4% в годовом выражении (8,5% в октябре). Ключевой причиной снижения темпов инфляции стало замедление роста цен на платные услуги сразу до 13,3% г/г (14,3% г/г в октябре), в то время как продовольственная инфляция ускорилась до 5,4% г/г (4,9% г/г в октябре), а по непродовольственным товарам цены выросли на 8% г/г (7,8% г/г в октябре). Несмотря на некоторое ускорение по отдельным компонентам, ослабление ценового давления платных услуг позволило вернуть общую динамику цен на нисходящую траекторию», – отмечают в Halyk Finance.

Основной вклад в уровень инфляции продолжают вносить платные услуги, которые в годовом выражении выросли на 13,3% – их вес доминирует в совокупном значении инфляции, составляя 3,73 п.п. Услуги ЖКХ за год подорожали на 13,9%, при этом их вклад в инфляцию составил 1,8 процентных пункта. В ноябре 2024 года по сравнению с ноябрем прошлого года электроэнергия подорожала на 21,7% и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,5 процентных пункта. Вклад продовольственных и непродовольственных товаров в инфляцию составил 2,29 п.п. и 2,41 п.п. соответственно.

Курс, как новая реальность

«Несмотря на высокие валютные поступления из Нацфонда, усилилось обесценение обменного курса. Среднее значение курса USD/KZT в ноябре составило 494,9 тенге за доллар против среднего уровня в 442 тенге за доллар в мае текущего года и среднего курса в 449 в первом полугодии этого года. Курс доллара к тенге в районе 500 выглядит как новая реальность на данный момент.  

Такое значительное ослабление курса в совокупности с наблюдаемым ростом мировых цен на продовольствие, по нашему мнению, может оказать высокое давление на инфляцию в ближайшее время. Тем не менее мы сохраняем наш прогноз по инфляции на конец года на уровне 8,5% г/г, в том числе из-за последних действий монетарного регулятора в отношении базовой ставки», – заключили в Halyk Finance.

С 16 ноября Национальный банк начал проводить интервенции для стабилизации курса. Суммарно за этот период регулятор продал порядка 1 млрд долларов.

«Чтобы стабилизировалась ситуация, чтобы сгладить резкие скачки курса и обеспечить рынок валютой, Нацбанк последние дни проводил валютные интервенции. Принятые меры позволили не допустить каких-либо дестабилизирующих колебаний обменного курса, способствовали снижению резких настроений и стабилизации ситуации на рынке», – сказал председатель Нацбанка Тимур Сулейменов.

Он уточнил, что в течение последних 10 дней наблюдался большой спрос на ликвидность для субъектов внешнеэкономической деятельности, при этом предложения доллара на рынке практически не было. Поэтому регулятор выходил на рынок с интервенциями.

Вместе с тем он подчеркнул, что Нацбанк не таргетирует курс, он определяется на рыночных условиях. «Нацбанк действует как участник рынка: мы реализуем часть трансфертов из Национального фонда, иногда покупаем валюту. Но у нас нет цели добиться конкретных значений курса», – добавил Сулейменов.

«Курс USD/KZT традиционно демонстрирует резкие ослабления тенге в периоды экономических или геополитических шоков, таких как пандемия COVID-19 в 2020 году или война в Украине в 2022 году, – комментирует Алдияр Ануарбеков, аналитик BCC Invest. – Однако после этих скачков наблюдается временное укрепление курса примерно до предыдущих значений, что может быть связано с интервенциями Нацбанка и стабилизацией внешней ситуации. В долгосрочной перспективе ослабление тенге продолжается более умеренными темпами. Судя по сегодняшним рекордным объемам интервенций, Нацбанк явно заинтересован в поддержании курса и сдерживании дальнейшей девальвации, пытаясь укрепить тенге в условиях внешнего давления».

Динамика, специфика, чувствительность тенге

Для понимания динамики обменного курса национальной валюты тенге важно учитывать специфику внешнеэкономической деятельности Казахстана. Экономика страны ориентирована на экспорт сырья и импорт готовой продукции, что делает тенге чувствительным к глобальным колебаниям цен на основные экспортные товары, особенно нефть.

«Таким образом, анализ структуры и динамики товарооборота Казахстана помогает выявить факторы, влияющие на стабильность курса национальной валюты и его зависимость от внешних экономических условий. Товарооборот Казахстана за девять месяцев 2024 года составил 104,3 млрд долларов США, увеличившись на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.   Основные торговые партнеры – Китай (21%), Россия (18,7%) и Италия (15,4%). Чистый экспорт страны вырос на 41,6%, достигнув 18,4 млрд долларов США. Главным экспортным товаром остается сырая нефть, которая составляет 32,5% от общего товарооборота, причем большая часть идет в Европу», – уточняет Бакберген Токтасын, макроэкономист BCC Invest.

Экспорт Казахстана преимущественно представлен сырьевыми товарами (65,4%), полуфабрикатами (27,6%) и только 7% – готовой продукцией. Импорт товаров, напротив, на 60,6% представлен готовой продукцией, что подчеркивает зависимость от внешних поставок товаров с высокой добавленной стоимостью.

«По нашей оценке, в 2025 году ожидается плавное ослабление тенге. Базовый сценарий предполагает, что курс к концу 2025 года достигнет 531,2 тенге за доллар, при этом в течение года курс будет постепенно увеличиваться. Стоит отметить, что среднемесячный курс в 2025 году сложится на уровне 507,9 тенге. Оптимистичный сценарий предполагает более медленное ослабление, и к декабрю 2025 года курс составит 516,7 тенге за доллар. Пессимистичный сценарий предполагает значительное ослабление тенге, и к концу года курс может достичь отметки 546,1 тенге за доллар», – объясняет Султан Жумагали, директор департамента аналитики и исследований BCC Invest.

Основными факторами ослабления тенге в 2025 году могут быть продолжение действия инфляционных рисков, снижение экспортных поступлений в условиях возможного ухудшения мировой экономической конъюнктуры и возможное увеличение трансфертов из Национального, что приведет к повышению давления на национальную валюту.

«Несмотря на это, в базовом сценарии прогнозируется, что меры монетарной политики Национального банка Казахстана помогут частично ограничить ослабление курса, сохраняя его в пределах умеренного роста», – заключил Султан Жумагали.

Правительство

Правительство выполнит все свои социальные и иные обязательства в полном объеме. С таким заявлением вышел на брифинг в понедельник заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров.

Правительство и Национальный банк принимают согласованные меры по обеспечению стабильности на валютном рынке. Произошедшая «корректировка курса национальной валюты» (за ноябрь тенге ослаб на 5% – прим. ред.), по словам министра, вызвана «исключительно воздействием фундаментальных внешних факторов».

А именно: усиление индекса доллара, снижение мировых цен на нефть, ослабление российского рубля. Явление это, судя по словам министра, временное и, скорее всего, недолгое, поскольку Байбазаров категорически отверг предположение о необходимости изменения расчетного курса доллара в республиканском бюджете и на 2024, и на 2025 годы.

«Мы рассчитывали бюджет по базовому сценарию, что среднегодовой курс доллара составит 470 тенге. Есть план «Б», в нем расчеты на 500 тенге. План с курсом доллара в 600 мы не рассчитываем», — сказал министр.

Тем не менее сейчас правительство будет принимать «все необходимые меры для стабилизации и минимизации возможных негативных последствий для экономики и населения». Байбазаров заверил, что у правительства достаточно ресурсов и инструментов для этого.

Для стабилизации потребительских цен продолжится Комплекс мер по сдерживанию инфляции. В числе таких мер – расширение собственного производства продуктов питания, регулирование цен на социально значимые продовольственные товары, организация поставок продовольствия в межсезонье, пополнение и использование при необходимости стабилизационных фондов.    

Сейчас, как сообщил Байбазаров, на складах стабилизационных фондов, торговых объектов и у сельхозпроизводителей хранится более 826 тыс. тонн по 29 видам основных продуктов питания. Эти запасы регулярно пополняются с учетом сроков хранения и способны обеспечить потребности страны на несколько месяцев.

Социальные обязательства государства «будут выполняться в полном объеме». Речь идет об обязательной ежегодной индексации солидарной пенсии на 8,5%, социальных пособий и базовой пенсии – на 6,5%, с 1 января 2025 года. В целом, в республиканском бюджете на 2025 год предусмотрены расходы на 42 вида социальных выплат в сумме более 6 трлн тенге (рост на 12,5% в сравнении с 2024 годом). В 2025 году также все размеры государственных пособий семьям, имеющим детей, будут проиндексированы на 6,5%. Всего же в республиканском бюджете на 2025 год на выплату пособий семьям, имеющим детей, предусмотрено 875,1 млрд тенге.

Будут продолжены и программы по стимулированию инвестиций и диверсификации экономики, предусматривающие меры государственной поддержки. «Никакого дефолта не ожидается ни со стороны правительства, ни со стороны квазигоccектора. Если это касается финансовых вопросов в целом, вопросов привлечения инвестиций, возврата инвестиций и так далее. Финансы в целом стабильны, резервы государства есть, поэтому здесь не приходится говорить ни о каком дефолте», – заявил Байбазаров.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -