Кокпар, популярная конноспортивная забава многих азиатских народов, стал объектом многолетнего исследования шымкентского художника и фотографа Саида Атабекова. Его персональная выставка «Молитва тысячи всадников» развернута в пространстве алматинской Aspan Gallery.
Серия «Степные волки»
Атабеков принадлежит к когорте самых известных современных художников. В его творчестве сочетаются модернистские тенденции с традициями казахского народа, идущими от древних тенгрианских верований. Он – один из сооснователей и активных участников легендарной арт-группы «Кызыл трактор», возникшей в Шымкенте на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Опираясь на богатое народное наследие казахов и их предков-тюрок, художники арт-группы занимались поисками новой центральноазиатской эстетики. Они обратили на себя внимание невиданными ранее инсталляциями и шаманскими перформансами-камланиями.
Их художественные акции сопровождались игрой на музыкальных инструментах собственного изготовления. Творческий заряд «Кызыл трактора» направлял Саида Атабекова на протяжении всего дальнейшего пути. Он участник многих международных выставок и других событий современного искусства, трижды выставлялся на Венецианской биеннале.
Серия фотографий «Молитва тысячи всадников»
Выставка в Aspan Gallery состоит из нескольких блоков, посвященных многослойной символике кокпара. В центре экспозиции масштабная инсталляция «Казыгуртский портал», разместившаяся на двух стенах. Она составлена из множества собранных художником раритетных предметов, относящихся к кокпару и хранящихся в его шымкентской студии. Это подковы, уздечки, другая конская упряжь, черепа животных, сапоги кокпаристов и их отпечатки.
Особое внимание – к седлам, предмету, связывающему всадника и лошадь. Все вещи прошли через испытания кокпара. Они воплощают силу, энергию и дух многовековой игры, показывают ее фактуру. В инсталляцию легко вписались номера журналов «Kokpar Central Asia» и известные фотоколлажи Атабекова с космонавтами, парящими над скачущими в пыли всадниками, это сны и видения автора. В одной из фантазий художник перемещает кокпар на московскую Красную площадь, которая, по его мнению, «по своим размерам идеально подходит для древней игры степняков».
Два фотоблока органично обрамляют инсталляцию «Казыгуртский портал». В серии «Молитва тысячи всадников» Атабеков запечатлел сидящих на лошадях кокпаристов в самый сакральный момент за молитвой перед началом игры. Визуальная портретная хроника «Степные волки» показывает индивидуальные особенности участников игры, автор пытается понять их мотивацию.
«Людей приучили видеть звезд в актерах, певцах и олигархах. А мне хочется, чтобы звезд видели в простых парнях, занимающихся кокпаром» Саид Атабеков
В отдельном от основной выставки секторе демонстрируется видео, снятое Саидом Атабековым. Здесь он интервьюировал нескольких жен известных кокпаристов. Оставаясь в тени своих мужей, они являются их самой надежной опорой. Сделанное с помощью дрона видео содержит зрелищные эпизоды большого кокпара с сотнями участников.
Фотоколлаж из инсталляции «Казыгуртский портал»
Популярная народная игра, которую Саид Атабеков исследует с нулевых годов, стала и его сильным увлечением. С октября по май, а это сезон кокпара, художник стремится увидеть как можно больше соревнований: «Я хожу на кокпар как на выставку… На этой игровой территории другой мир, там господствует просто дьявольская энергетика».
Для многих посетителей экспозиция в Aspan Gallery стала не только новым художественным впечатлением, но и практическим погружением в тонкости старинной игры. «Мы, жители мегаполиса, мало что знаем и понимаем в этой бурной борьбе всадников за козлиную тушу. Жестокая, кровожадная и эпичная схватка пугающе заинтриговывает и притягивает к себе», – оставил отзыв один из посетителей, присутствующих на авторской экскурсии Саида Атабекова.
Вадим КРАВЦОВ