Нет ничего удивительного в том, что местом проведения Международной конференции по вопросам использования атомной энергии в государствах – членах Организации исламского сотрудничества был выбран Узбекистан: в мае текущего года республика подписала контракт, предусматривающий строительство в Джизакской области атомной станции малой мощности общей мощностью 330 МВт. Речь идет о шести реакторах по 55 МВт каждый.
Для участия в форуме в Узбекистан прибыл генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, который был принят президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. По итогам встречи стороны договорились принять совместную дорожную карту, направленную на расширение многопланового сотрудничества в области развития мирного атома, сообщили местные СМИ.
Джизакский проект возник не на пустом месте: страна – член МАГАТЭ с 1994 года. За минувшие 20 лет реализовано более 40 совместных проектов. Сейчас на стадии реализации 5 проектов. Они касаются совершенствования правовой базы и потенциала национальных структур, развития ядерной науки, медицины.
Что касается АЭС, то уже выбрана площадка, она обследована, ее пригодность и безопасность подтверждены. Агентство по атомной энергии при Кабинете министров страны «Узатом» и «Атомстройэкспорт» (инжиниринговый дивизион «Росатома») подписали протокол о начале работ. В начале 2026 года ожидается получение разрешения на строительство АЭС, а ввод в эксплуатацию первого блока запланирован в 2029 году. На форуме директор Узатома Азиз Ахмедхожаев сообщил о подписании намерения по созданию рабочей группы для развития сотрудничества с МАГАТЭ. Что обеспечит реализацию проекта в строгом соответствии с международными стандартами безопасности.
Согласно информации Росатома, в основе этого проекта «лежит новейшая российская разработка – водо-водяной реактор РИТМ-200Н, результат адаптации инновационной технологии судового исполнения под наземное размещение. Тепловая мощность РИТМ-200Н – 190 МВт, электрическая – 55 МВт, срок службы – до 60 лет». Реакторы этой серии прошли испытания в условиях Арктики на новейших российских ледоколах.
Приветствуя эти решения и прогресс Узбекистана на пути реализации проекта, Рафаэль Гросси заявил на форуме, что «это инициатива, на каждом этапе которой МАГАТЭ будет присутствовать». Причем речь идет о технологической поддержке, изменении законодательства, развития кадрового потенциала «для обеспечения непрерывности атомной программы республики».
Внимание к форуму проявили специалисты и эксперты из стран Организации исламского сотрудничества, Центральной и Южной Азии, России, Ближнего Востока. В их числе были и представители Казахстана. После прошедшего референдума эта тема остается в повестке дня страны. Для республики, так же, как и для стран ОИС, опыт регионального «пионера» в этой сфере представляет практический интерес. Хотя сегодня единых конструкторских решений нет, но есть единые требования: безопасность – во всей многомерности этого понятия.
«Когда дело доходит до реализации в энергетике, как мы все знаем, не существует универсального решения. Есть различные конфигурации, и, конечно, ситуация совершенно разная, если говорить о стране, которая использует ядерную энергию, – отметил, выступая на форуме, Рафаэль Гросси. – Сейчас мы видим, что во всех этих исследованиях появились все более современные и надежные системы безопасности... Есть и так называемые «новички». Хотя некоторые из них на самом деле не новички. Например, я бы не стал считать Узбекистан новым игроком в этой области. Они начали еще в 1959 году, и здесь присутствует крупная технологическая база.
Мы не можем утверждать, что такие страны, как Казахстан, являются новичками. Но мы, как МАГАТЭ, должны оказывать этим странам поддержку. Эта поддержка заключается в том, чтобы помочь им выполнить все необходимые шаги для правильного ведения программы ядерной энергетики».
В качестве одного из форматов поддержки господин Гросси привел пример Объединенных Арабских Эмиратов, которые на определенном этапе не имели ядерной энергетики, но приняли решение перейти к ней.
«МАГАТЭ сопровождает страну на всех необходимых этапах, чтобы, например, создать национальный регулирующий орган, готовый взять на себя ответственность, внедрить международно-согласованные стандарты безопасности и меры по обеспечению безопасности, а также эффективно интегрировать цепочку поставок, используя международных поставщиков или локальные производства. Все эти аспекты нужно рассматривать систематически», – подчеркнул глава агентства.
Казахстан, действительно, не новичок в этой отрасли. Мы имеем и трагический, и позитивный опыт, мы имеем все еще сильную старую научную школу и молодые кадры, мы имеем сырьевую базу и Ульбинский металлургический завод, который может обеспечить будущую АЭС в Казахстане собственным ядерным топливом. Есть и проблемы. Например, увеличились расходы по добыче, связанные с налоговыми новациями. Выросли и капитальные затраты на бурение и строительство новых скважин, а также поставку реактивов и некоторые другие.
Но, по мнению многих участников форума, перспективы атомной отрасли в Казахстане очень хорошие. Согласно данным НАК «Казатомпром», компания – крупнейший в мире производитель урана с добычей природного урана – около 20% от совокупной мировой первичной добычи в 2023 году. Группа имеет крупнейшую резервную базу урана в отрасли. А вместе с дочерними, зависимыми и совместными организациями компания ведет разработку 27 месторождений/участков, объединенных в 14 уранодобывающих предприятий.
Интересную и объективную презентацию представил на конференции председатель Центрально-Азиатского консультативного совета Института нового ядерного наблюдения РК Бауржан Ибраев. В Казахстане известно его мнение о том, что АЭС может стать «паровозом», который потянет всю экономику республики вперед. В свою очередь Полина Лион, директор департамента устойчивого развития «Росатома», акцентировала внимание на особой роли атомной генерации в решении климатических проблем и развитии «зеленой» экономики.
«Подтверждение «зеленых» параметров атомной отрасли и включение чистого атома в климатическое регулирование на национальном и международном уровнях являются важнейшей задачей сегодня, как с точки зрения развития атомной энергетики, так и для эффективного достижения целей углеродной нейтральности, которые поставили перед собой многие страны», – отметила она.
Очень важно и то, что Казахстан озаботился подготовкой кадров для этой отрасли. В частности, в МИФИ, который в Алматы открыл свой филиал. Так, в прошлом году в МИФИ поступили 87 сотрудников Казатомпрома. Годом ранее – 157 человек, а в 2024 году – почти 100. Если говорить о казахстанском филиале, то сюда в 2023 году поступило 54 человека, а в текущем – 9.
На форуме выступила студентка НИЯУ МИФИ из Казахстана, стипендиантка Программы Марии Склодовской-Кюри Алина Бегимова. Она уже задумывается о карьере в атомной отрасли.
«Я обучаюсь на втором курсе магистратуры НИЯУ МИФИ и ничуть не жалею о своем решении стать инженером-ядерщиком. Обучаясь в России, я имею возможность развивать свои профессиональные навыки и компетенции, посещать профильные мероприятия и расширять круг профессиональных знакомств. Например, в этом году мне посчастливилось принять участие во Всемирном фестивале молодежи в г. Сочи, стать спикером на II Международном молодежном ядерном форуме «Obninsk NEW’24», а также поделиться своим опытом обучения в России на Международном молодежном форуме «Евразия Global», Конгрессе молодых ученых и других мероприятиях. Кроме того, летом этого года я прошла производственную практику на Нововоронежской АЭС, благодаря которой закрепила свои знания. Уверена, что полученное в России качественное фундаментальное образование и практический опыт помогут мне в построении успешной карьеры в ядерной сфере».
Думается, это хорошая заявка молодого атомщика, которую, наверняка, охотно заберет любая страна, где требуются специалисты ее профиля.
Итоги форума прокомментировал известный эксперт, управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев. Он подчеркнул большое значение того факта, что здесь собрались представители стран ОИС. Потому что ранее традиционно считалось, что исламские страны если и могут сделать что-то в атомной области, то это будет, наверное, связано с чем-то нежелательным, а не с мирным атомом.
«Но сегодня весь мир исламский показывает, что им и нам, в том числе, потому что мы тоже являемся членами ОИС, атом необходим именно с точки зрения мирного существования, – говорит Жакып Хайрушев. – И здесь есть несколько позитивных факторов. Это, во-первых, достижение углеродной нейтральности. Ее можно достичь, как мы в последнее время понимаем, благодаря развитию, атомной или возобновляемой энергетике. Во-вторых, мы все также хорошо понимаем, что ВИЭ не может являться базовой генерацией. А атомная – может.
Могу констатировать, что Узбекистан далеко ушел в этом вопросе. Но здесь не будут строить большую электростанцию, а шесть маломощных. Вероятно, это связано с ростом населения и типом потребления. В стране большой рост населения. И если у нас потребление электроэнергии в большей степени дает промышленность и реальный сектор экономики, то в Узбекистане большую долю составляет потребление населением электроэнергии.
Можно отметить и позитивное восприятие нашего референдума в мире по этому вопросу. Гросси сказал об этом, отметив, что он испытывает оптимизм по этому поводу. Хотя изначально не только в Казахстане, но и у всего атомного мира были опасения, что даст этот референдум, как он пройдет. Результат превзошел ожидания. При этом специалисты понимают, что мы имеем хорошую базу для развития атомной отрасли. Причем настолько хорошо развитую, что даже странно, почему мы раньше этого не сделали!»
В целом, подводя итоги, организаторы выразили надежду, что форум станет важным шагом на пути к популяризации и развитию мирного использования атомной энергии во благо всех участников и для устойчивого развития мировой экономики.
Алевтина ДОНСКИХ, Алматы – Самарканд – Алматы