В Казахстане набирает силу дискуссия об обоснованности тарифов обязательного автострахования (ОГПО ВТС), передает DKnews.kz.
Страховой полис ОГПО покрывает ответственность водителя, виновного в аварии, перед потерпевшим, который пострадал в ДТП. Однако, работает ли система ОГПО эффективно?
Максимальный размер выплаты в рамках ОГПО в Казахстане равен 600 МРП (2,2 млн тенге). Если ущерб больше - он не будет компенсирован. Но даже если он меньше, часто водители не получают необходимую для восстановления автомобиля сумму. Недавно эту проблему поднял депутат Мажилиса РК Елнур Бейсенбаев. Он отметил, что размер выплат по ОГПО давно не соответствует рыночным ценам на ремонт машин. Из-за этого люди влезают в долги, чтобы оплатить расходы, что бьет по семейному бюджету.
Как объясняет председатель правления “АО “СК “Freedom Insurance” Азамат Керимбаев, сейчас расчет размера выплаты по ущербу учитывает амортизацию, стоимость нормо-часов ремонта от завода-производителя. Допустим, какая-то деталь в новой машине стоит 10 000 тенге. У машины б/у она будет дешевле. Страховые компании посчитают ее цену с учетом возраста автомобиля. Однако не факт, что попавший в ДТП водитель найдет в продаже б/у деталь именно по такой цене. Скорее всего, ему придется переплатить и взять новую.
Неожиданно - но страховым компаниям нынешняя система тоже не выгодна.
“Страховщики не зарабатывают на ОГПО, так как практически 100% сборов уходит на выплаты. Тарифы по этому продукту не пересматривались более 15 лет, а инфляцию никто не отменял. Ситуация нуждается в пересмотре” Азамат Керимбаев
В “АО “СК “Freedom Insurance” считает, что можно решить вопрос, пересмотрев закон об ОГПО. Первое - компания предлагает увеличить лимит ответственности страховых выплат с 600 МРП до 1000 МРП на одно транспортное средство. То есть, максимальный размер выплаты будет равен 3,69 млн тенге. Также компания предлагает пересмотреть лимит выплат по причинению вреда жизни и здоровью - с 2000 МРП до 5000 МРП (с 7,3 млн тенге до 18,4 млн тенге).
Лимит в этом законе будет приравнен к лимиту в законе об обязательном страховании перевозчика перед пассажирами” Азамат Керимбаев
Второй пункт, необходимый для улучшения полиса - расширение коридора по поправочному региональному коэффициенту с нынешних 10% до 50%. Эта поправка даст возможность нивелировать колебания убыточности на протяжении года, пока региональные коэффициенты снова не будут пересмотрены.
“Переход на повышенные лимиты поможет страховщикам “перекрыть” период, в течение которого будет расти убыточность” Азамат Керимбаев
Он также считает, что при расчете страховой премии недостаточно учитывать существующие показатели (регион регистрации ТС, возраст и стаж вождения, тип ТС, срок эксплуатации, коэффициент бонус-малус). Стоит учитывать и трансграничную миграцию водителей между областями. Таким образом, страховщики предлагают ввести свободный тариф для каждого автовладельца. Его подсчет будет отталкиваться от базового тарифа с учетом вышеперечисленных факторов.
“К каждому водителю будет применяться индивидуальный скоринг и вычисляться актуальная цена страховки. Это поможет дисциплинировать автовладельцев, которые регистрируют машину, например, в Шымкенте, а потом “таксуют” на ней в Алматы. По итогам скоринга они будут покупать страховку по актуальной именно для них цене, с учетом всех рисков” Азамат Керимбаев
Предложение по “привязке” страхового полиса к водительским правам поможет решить и другие проблемы. Сейчас любой человек с водительскими правами может сесть за руль без страховки в присутствии застрахованного. Случается, что человек без страховки создает аварию и не может покрыть возникший ущерб.
“Привязка” полиса к правам решит сразу ряд вопросов: у каждого, имеющего права, появится страховка; снизятся случаи мошенничества, когда виновники говорят, что были за рулем в присутствии застрахованного. Таксопарки, работающие с агрегаторами такси, не смогут обходить закон и оформлять весь автопарк на одного застрахованного, а при ДТП говорить, что реальный таксист просто был с застрахованным. Тем, кто имеет права, но не пользуется ими долгое время, можно предусмотреть заморозку действия страхового полиса либо действия водительских прав” Азамат Керимбаев
Он также предлагает дать право пострадавшему в аварии выбирать формат возмещения ущерба - деньгами либо ремонтом автомобиля. Так пострадавший сэкономит время на поиск СТО, получая от страховой компании отремонтированную машину. Снизится риск вовлечения “помогаек”, которые затягивают процедуру, намеренно завышая размер выплаты и получая за это комиссии от потерпевших.
“Это работает как медиация - если человек недоволен размером выплаты, то страховая компания предлагает ему ремонт машины от сертифицированных СТО” Азамат Керимбаев
Также страховщики предлагают ввести покупку полиса ОГПО в рассрочку.
“Данная мера снизит нагрузку на бюджет водителя, сделает удобным процесс покупки полиса” Азамат Керимбаев
“Если данные меры будут рассмотрены и внедрены, то обязательная страховка станет реальным инструментом как для казахстанцев, так и для страховых компаний” Азамат Керимбаев