В Казахстане в 11 раз выросло число страховок для мопедистов - почему теперь без полиса не выехать, передает DKNews.kz.
Владельцы мопедов в Казахстане теперь не просто лихачи на двух колёсах - они полноценные участники дорожного движения. А значит, с правами, номерами и… страховкой. Только за первые 5 месяцев 2025 года компания Freedom Insurance оформила 15 538 страховых полисов ОГПО ВТС - это в 11 раз больше, чем за весь 2024-й. Тогда таких договоров было всего 2716.
Страховые премии тоже подскочили - с 26 миллионов до 160 миллионов тенге. И это, похоже, только начало.
Почему так резко? Потому что теперь по закону
5 апреля 2025 года в силу вступили важные изменения в закон «О дорожном движении». Мопедисты отныне - не просто участники, а такие же водители, как все. Значит, у них:
- должен быть госномер
- должны быть права (категория A1, A или B)
- и обязательно страховка - полис ОГПО ВТС
Хочешь ехать по дороге - будь добр, соблюдай правила. А нарушишь - плати штраф.
И штрафы, кстати, уже летят
Как сообщили в полиции Астаны и Алматы, всего за полтора месяца после вступления закона в силу было:
- оштрафовано больше 4200 водителей
- отправлено на штрафстоянку свыше 1200 мопедов
Самое частое нарушение - нет регистрации. А у многих и прав нет. Зато едет - смело, с ветерком.
А как с аварийностью?
По данным Генпрокуратуры, в 2024 году было 1260 ДТП по вине мопедистов. С начала 2025 года - уже 232 аварии с участием мопедов и электросамокатов.
На апрель 2025 года в стране зарегистрировано 30 253 мопеда. Их стало больше - и это требует порядка.
Теперь страхуют и платят
Раньше пострадавшие в ДТП с мопедистами часто оставались ни с чем - виновник мог скрыться, или у него просто ничего не было оформлено.
Теперь всё иначе - мопедист с госномером и страховкой отвечает по закону.
«Если мопед въехал в вашу машину, а у него есть полис ОГПО ВТС - вы получите компенсацию», - объясняет председатель правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев. «Раньше законодательной базы просто не было. Сейчас она есть - и работает».
Что дальше?
Логика простая - если ты участвуешь в движении, соблюдай правила. Страховка - это не просто бумажка, а защита и для мопедиста, и для всех, кто рядом.
«Новые меры постепенно сделают мопедистов более дисциплинированными. А это значит - меньше аварий, меньше травм, меньше смертей», - говорит Керимбаев.
И, похоже, он прав. Потому что сейчас в Казахстане начинается новая эра - когда даже за рулём мопеда ты не просто едешь, а несёшь ответственность.